Литература

Материалы » Культура итальянского Возрождения » Литература

Страница 1

Главной основой нового мировоззрения стал гуманизм (от латинского «гуманус» — человечный) — система взглядов, основой которой стала личность человека, его индивидуальность. Отныне краеугольным камнем мышления являлось светское свободомыслие и индивидуализм, торжество человеческого разума над верой.

Жизнь флорентийского поэта Данте Алигьери стала рубежом между средневековьем и Возрождением. Он был выходцем из знатной дворянской семьи Алигьери, принадлежал к партии гвельфов, активно занимался политикой и в 1300 году даже был избран приором. Однако во время переворота 1302 года вместе с другими гвельфами Данте изгнали из Флоренции, и он остаток жизни провел в изгнании.

Данте Алигьери посвятил большинство своих произведений Беатриче, женщине, которую он любил почти всю свою жизнь, вплоть до своей смерти, с тех пор как впервые увидел ее девятилетней девочкой. Она происходила из знатной флорентийской семьи, была замужем за Симоном де Берди и умерла 8 июня 1290 года в возрасте 24 лет. Данте записал хронику взаимоотношений с Беатриче в лирической прозе «Новая жизнь» (1293), где описал свои встречи с ней, ее красоту и душевные качества, а также день, когда он узнал о ее смерти. В последней главе Данте поклялся не писать больше ни строчки о Беатриче до тех пор, пока не создаст произведение, достойное ее памяти. Спустя много лет он выполнил свое обещание, увековечив ее в «Божественной комедии».

Автор «Божественной комедии», созданной в 1307 — 1309 годах, отказался от латыни и на родном тосканском наречии воспел муки ада, чистилище и блаженство рая. Это произведение стало основой всей национальной итальянской литературы и литературного языка. Средневековье мыслило четкими схемами, подтвержденными традицией, и ему был чужд эмоциональный шквал, который обрушил Данте на своих читателей. Уже во 2-й половине XIV века во Флорентийском университете была открыта специальная кафедра для толкования великого Данте.

В 1304 году в семье флорентийского нотариуса родился сын — Франческо Петрарка, которому по силе литературного дарования суждено было стать в один ряд с гением Данте. Спустя 7 лет семья перебралась в Пизу, где Петрарка смог лично познакомиться со своим великим соотечественником. В следующем 1312 году они переехали в Авиньон, где через 10 лет в церкви святой Клары Петрарка встретил Лауру и влюбился в нее до конца жизни. К тому времени Лаура была уже 2 года замужем за знатным авиньонским дворянином. Она скончалась в 1348 году, но вплоть до смерти поэта служила источником его вдохновения. Петрарка посвятил Лауре «Канцоньере»— книгу сонетов, воспевающих бессмертную любовь мужчины и женщины.

Образы Беатриче и Лауры в творчестве Данте и Петрарки, несомненно, имеют провансальские корни и восходят к куртуазной поэзии, воспевающей неземную любовь к замужней даме. Эти женщины были скорее музами, которые помогли поэтам достичь вершин любовной лирики, чем реальными объектами страсти. И у Данте, и у Петрарки были семьи и много детей. В своем творчестве оба поэта развивали идею чистой абсолютной любви, введенную в оборот Платоном. Тем не менее, они оба были земными людьми. Биографы сообщают, что Данте отличала ненасытная жажда славы, а эгоизм Петрарки поражал окружавших его людей.

Франческо Петрарка много времени отдавал изучению латинской литературы, он создал уникальное собрание классических римских текстов, равного которому не было. Он выучил греческий язык, но в конце концов отдал предпочтение римской культуре, несмотря на то, что она полностью была построена на эллинских заимствованиях. Написанные им философские трактаты свидетельствуют, что именно Франческо Петрарка был отцом итальянского гуманизма.

Еще при жизни Петрарка был удостоен всех возможных почестей — Римский сенат и Парижский университет увенчали его золотым поэтическим венком, Венецианская республика объявила его самым великим поэтом современности, а германский император возвел его в графское достоинство. Как Петрарку, так и Боккаччо обессмертили произведения, написанные на их родном языке, но общеевропейскую известность у современников они получили благодаря своим латиноязычным книгам. Франческо Петрарку ценили как автора произведений о римской литературе и истории, а Боккаччо почитали не как создателя «Декамерона», а как человека, написавшего моралистские трактаты «О злосчастиях знаменитых мужей» и «О славных женщинах». Истинное значение их творчества было по достоинству оценено только потомками.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Архитектура и изобразительное искусство Древней Руси
Начавшееся с введением христианства широкое строительство во многом определило развитие архитектуры и других видов искусства. На Русь из Византии прибывали мастера, учившие русских умельцев каменному зодчеству, сложной технике мозаики, се ...

Организационная культура и личная ответственность человека в хозяйственной деятельности
Несомненно, что мир духовных ценностей и сфера хозяйственной, экономической жизнедеятельности взаимосвязаны. Очевидно, что одни и те же хозяйственные формы по-иному работают в различных социокультурных условиях. Хозяйственная деятельность ...

Архетип и творчество
Архетипы проявляют себя и в художественном творчестве, важным источником которого являются символические фантазии. Во все века гении культурного созидания находили источник вдохновения в бессознательном, создавая захватывающие дух мощные ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация