Итальянское искусство эпохи Возрождения

Материалы » Искусство Древнего Рима, Византии, Италии » Итальянское искусство эпохи Возрождения

Страница 1

В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности.

Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый, период раннего Возрождения.

Масштабы величайшего расцвета итальянского ренессанса особенно поразительны по контрасту с небольшими территориальными размерами тех городов-государств, где зародилась и пережила свой высокий подъем культура этого времени.

Во Флоренции написал свою «Божественную комедию» Данте, здесь сформировалось могучее дapoвание родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266—1337). Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи.

Родоначальником ренессансной архитектуры бил Филиппе Брунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции. Впервые в западноевропейском зод­честве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, «вздымающегося к небесам» и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Воз­рождения.

Следующим этапом в развитии ренессансной архитек­туры было творчество Леона Баттиста Альберти (1404—1472), энцикло­педиста-теоретика, автора ряда научных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»).

Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 в. завершает палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 г.), Бенедетто да Майано (1442—1497).

Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости от архитектуры скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоя­тельное значение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли на основе содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающего ее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальным образам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значение образами христианской мифоло­гии и античности объектом изображения скульпторов оказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанр портрета. Создаются конные статуи, украшающие площади городов.

В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихся скульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1381—1455). Блестящий мастер и тонкий рисовальщик, Гиберти занял первое место на конкурсе 1401 г. на двери баптистерия, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции. «Врата рая»— назвал их Микеланджело.

Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (1386—1466). Его рукам принадлежит мраморная статуя Георгия. Закованный в доспехи, стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеал героической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен и бесстрашен. Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуар­ного начала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения,— Давид (1430).

Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Воз­рождения. Художники 15 в. вступают на путь реализма. Невиданный расцвет переживает монументальная фресковая живопись.

Реформатором в живописи стал флорентинец Мазаччо (1401—1428). С наибольшей наглядностью его искания проявились в фресках капел­лы Бранкаччи при церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание из рая».

Значительный интерес к пробле­мам колорита отличал творчество Доменико Венециано (1410—1461), уроженца Венеции. Его религиозные композиции («Поклонение волхвов»), несут отпечаток готической тради­ции.

Необычайной тонкости исполнения, очень сдер­жанных по колориту, светских по характеру произведений добивается Фра Филиппе Липпи (1406—1469), сменивший монашескую рясу на беспокойную профессию бродячего художника. В нежных лиричных образах —«Мадонна с мла­денцем», «Мадонна под вуалью» он запечатлел трогательно-женственный облик своей возлюбленной, любующейся пухлым младенцем.

Предпосылки для следующего этапа развития искусства Возрождения раньше всего складываются во Флоренции. Здесь созревает своеобразная по утонченности культура. Воз­растающий интерес к деталям обстановки придает живописным компо­зициям черты жанровости. Суровая героика сменяется интимным повест­вованием. Фигуры людей приобретают большую стройность пропорции, становятся хрупкими и гибкими.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Западные и восточные типы культуры
Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и по ...

Развитие иконописи в Ирбите
По сравнению с маленьким Туринском (в 1897 г. проживало всего 2900 чел.) Ирбит мог показаться огромным (ок. 20000 чел.). однако больших иконописных цехов и мастерских здесь не было. Главной для жителей города была ежегодная, начиная с сер ...

Культура России во второй половине XIX века
Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. Рост промышленности, совершеннствоние техники производства настоятельно треб ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация