Александрийским библиотекарем был Каллимах (ок. 310—240 до н.э.). Каллимах считался законодателем эллинистической поэзии. Его поэзия, изящная по форме и изысканная по языку, создавалась для избранного круга знатоков и явилась образцом для последующих поколений поэтов. В античности происходит выделение художественной литературы из общей массы словесности. Литература впервые осознает себя именно в качестве литературы, и внешним проявлением этого процесса становится формирование специальной теории литературы.
Основная цель этой теории состояла в вычленении эстетического критерия, обособляющего группу истинно литературных произведений от остальных. В качестве такого критерия в первую очередь рассматривалась словесная организация текста, особый характер языка, придающий произведению красоту, ясность, единство и способный вызвать эмоциональную реакцию читателя или слушателя. «Ведущей категорией поэтики становится стиль (в широком объеме этого понятия): если предыдущая стадия художественного сознания была «эпохой авторитета», то эта может быть названа «эпохой стиля». Происходит выделение художественной формы как признака ведущего от содержания как признака вторичного и обусловленного традицией. Подобное отвлечение легче совершается там, где материал содержания организован логически (красноречие) или психологически (лирика). Художественная литература стремилась, с одной стороны, отмежеваться от своих архаических предшественников (эпос), а с другой, от произведений прагматического содержания (речи, трактаты, исторические сочинения).
Литература эллинизма определялась своей погруженностью в бытовую жизнь, почти исключавшую всякую мифологию, магию, всякое свободное социально-политическое творчество. Наиболее удобной формой изображения бытовых проблем стала так называемая новоаттическая комедия, талантливым представителем которой был Менандр Афинский (кон. IV — нач. III в. до н.э.). Он написал свыше ста комедий, из которых полностью до нас дошла лишь одна — «Человеконенавистник». Герои комедий Менандра заняты исключительно своими личными интересами. Созданные вскоре после смерти Александра Македонского, в атмосфере грандиозных событий мирового масштаба, комедии Менандра никак на них не откликаются.
Аполитичность эллинистической литературы проявилась и в творчестве Феокрита из Сиракуз (кон. IV — 1-я пол. III в. до н.э.), создателя жанра идиллии — жанра мирового значения, прошедшего через Средние века. Ренессанс и Новое время. Герои Феокрита оставляют город ради прелестей деревенской жизни. Влюбленные пастухи и пастушки, восторженно и поэтически настроенные, всегда красивые и изящные, кокетливые и манерные, привлекали внимание поэтов и их поклонников еще многие — многие столетия.
Другим распространенным жанром эллинистической литературы, где также процветало изображение быта, был греческий и римский роман. Некоторые романы дошли до нас целиком: «Дафнис и Хлоя» Лонга (рубеж II—III вв.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (рубеж II—III вв.).
Предпринимались попытки возродить эпическую литературу. Апполоний Родосский (ок. 295—215 до н.э.) написал поэму «Арго-навтика» в подражание героическому эпосу. Его последователь Риан Критский (рубеж II—III вв.) описывал Мессенские войны VIII — VII вв. до н.э. (Мессения — плодородная область в юго-западной части Пелопонеса). Появились и подражания дидактическому эпосу Гесиода: известна астрономическая поэма Арата «Явления», в которой излагался материал сочинений Евдокса и Теофраста.
Статьи по теме
Альфред Сислей
Среди импрессионистов также должно быть названо имя Альфреда Сислея (1839-1899 гг.). Он, англичанин, живший во Франции, - самый умеренный среди классиков импрессионизма. Сислей пользовался импрессионистским методом, не увлекаясь его крайн ...
Советская культура в период "оттепели" и
"застоя"
Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Разоблачение на XX съезде партии в 1956 году культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе п ...
Речевая культура человека
Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. По речи судят об уровне культуры личности и всего общества.
Речевая культура человека - это отношение человека к знаниям о языке (и знаниям вообще), стремление ( ...