Эллинистическое искусство

Материалы » Искусство Древней Греции » Эллинистическое искусство

Страница 2

Развивалась и риторика как в практическом, так и в теоретическом аспектах. Среди известнейших риторов эпохи — исторический писатель Дионисий Галикарнасский (2-я пол. 1 в. до н.э.), философ и государственный деятель Деметрий (1 в.), Псевдо-Лон-гин (сер. 1 в.) и т.д.

Центры пластического искусства были в Пергаме, Алексавд-рйи, Антиохии, Родосе. Первое поколение эллинистических скульпторов находилось под влиянием Лисиппа. Один из его учеников Харет из Линда создал знаменитого Колосса Родосского, — бронзовую 37-метровую статую Гелиоса (одно из семи чудес света).

Позднее получает распространение патетический стиль. Его примерами является статуя Ники Самофракийской скульптора Пифократа Родосского (II в. н.э.) и «Лас.:оон и его сыновья, борющиеся со змеями» родосских мастеров Агесандра, Полидора и Афинадора (1-я пол. 1 в. до н.э.). Патетика более соответствовала углубленному субъективизму эллинизма по сравнению с гармонией и уравновешенностью классических канонов Поликлета и Лисиппа.

Эллинизм отличался более обостренным индивидуализмом и субъективизмом, чем склонная к уравновешенному объективизму греческая классика. Поэтому на первый план культуры начинает выдвигаться такая новая категория, как личность. Философия позднего эллинизма пыталась прояснить проблему личности как проблему присутствия божественной души в земном теле. Это интересовало и христиан, и язычников-неоплатоников. Поздний эллинизм начинал испытывать отвращение к телесному, и в этом одна из причин языческой враждебности к христианскому таинству Воплощения. Языческий философ Порфирий (ок. 232—304) спрашивал: «Как допустить, что божественное стало эмбрионом, что после рождения его пеленают всего в крови, желчи и хуже того?» Платоники учили о небесном происхождении души, которая странствует среди звезд, приобретая при этом все более грубые оболочки, последняя из которых — человеческая.

Платонизм в это время существовал в форме гностицизма, учившего, что материальный мир создан темной силой, а души — частицы духовного мира — стали его пленницами. Поэтому несчастья происходят прежде всего из-за места нахождения души. Когда придет конец света, то простая перемена места приведет к спасению души. Таким образом спасение от мира тьмы не зависит от собственных усилий души.

Эллинистический философ Плотин (ок. 204/205—269/270) выступил против гностиков. Он утверждал, что хотя подлинное «Я» не принадлежит материальному миру, человек не должен ждать конца этого мира, для того чтобы его «Я» вернулось в духовный мир. Духовный мир не есть нечто надземное или космическое, отделимое от нас небесными пространствами. Это не некое невозвратно потерянное первоначальное состояние, вернуть которое могла бы лишь Божья милость. Нет, духовный мир — не что иное, как более глубинное «Я». Его можно достичь моментально, погрузившись в себя. Это движение отлично от растворения в нирвану, духовный мир заключен в нас самих.

Когда же античная мысль стала на почву логического объединения идеи и материи в одну категорию личности, то эта мысль тем самым устремилась к своему логическому завершению, к предельному обобщению. Архаический миф как раз и был предельным обобщением идеи и материи, хотя, конечно, еще нелогическим. Поэтому предельное обобщение личностного единства идеи и материи означало тем самым восстановление в рефлективной форме древней архаической мифологии, когда каждое из ее представлений (боги, демоны, люди и весь космос) превращались в строго сформулированную логическую категорию. Последняя философская школа античности, неоплатонизм, как раз и была наиболее совершенным развитием античной философии и одновременно ее окончательным завершением.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация