Итальянское искусство эпохи Возрождения

Материалы » Искусство Древнего Рима, Византии, Италии » Итальянское искусство эпохи Возрождения

Страница 2

В живописи этого времени выделяется творчество Доменико Гирландайо (1449—1494). Традиционность его искусства выявляется в росписи церкви Оньиссанти «Тайная вечеря». Главное произведение Гирландайо — фрески церкви Санта Мария Новелла на сюжеты из жизни

Черты утонченности и аристократической изысканности находят наиболее яркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445—1510), одного из са­мых эмоциональных мастеров Возрождения. Его наиболее прославленные зрелые картины — «Весна», «Рождение Венеры».

Одним из характерных вырази­телей флорентийской культуры последней трети 15 в. был скульптор и живописец Андреа Верроккьо (1435—1488). Его бронзовая статуя «Давид» олицетворяет изящество и утонченную грацию хрупкого юноши, облаченного в нарядные воинские доспехи.

Главным представителем ренессансной живописи Се­верной Италии был Андреа Мантенья. Он был не только живописцем и рисовальщиком, но ученым, тео­ретиком, археологом, одним из лучших знатоков античности.

В росписях Мантенья дал новые иллюзорные приемы построения пространства, неожиданные ракурсы и аспекты изображения. Монументальные фрески Мантеньи украшают капеллу Оветари при церкви Эремитани в Падуе (1449—1455) в «Шествии св. Иакова па казнь».

Талантливым художником был Джованни Беллини (1430—1516). Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной компози­цией, колористическим богатством, величественностью и ясной просвет­ленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.

Искусство Высокого Возрождения приходится на первые три десяти­летия 16 в. Это был век глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства. На основе пересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигается здание культуры современной Европы.

Именно в это время раскрываются силы народа, вступаю­щего в борьбу за республиканскую форму правления, растет его национальное самосознание. Об этом свидетельст­вуют архитектурные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер, сведенные в единый мону­ментальный комплекс по проекту Браманте.

Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с сим­метричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был перестроен другими строителями, его идеи нашли рас­пространение в сооружениях многих итальянских зодчих.

К середине 16 в. Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапом позднего Возрождения. К этому времени относится создание таких теоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ордеров» Джакомо Виньолы н «Четыре книги по архитектуре» Андреа Палладио. В это время рождаются черты академизма и канонизации основ рим­ской античной архитектуры, проявляются тенденции к декоративности и живописности, к пространственности решений, предвосхищающих архитектуру барокко.

Новые черты находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580), теоретика, исследователя и крупнейшего практи­ка-строителя второй поливины 16 в. Наиболее значителен вклад Палладио в развитие архитектуры, двор­цов и вилл.

Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519), ге­ний, чье творчество знаменовало грандиозный качественный сдвиг в ис­кусстве. Леонардо воплощал собой новый тип ху­дожника — ученого, мыслителя, поражающего широтой своих взглядов, многогранностью таланта.

К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна с цветком». Произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайная вечеря» и многие другие шедевры.

Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрождения с наибольшей полнотой воплотил в своем твор­честве Рафаэль Санти (1483—1520). Мастер синте­зировал достижения предшественников и создал свой идеал прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа.

Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают его ранние произведения — «Мадонну Конестабиле», «Обручение Марии». Про­стор в построении пейзажа, гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композиции свидетельствуют о сложении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения. Тема материнской любви получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени», «Ма­донна со щегленком», «Прекрасная садовница».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Импрессионизм в живописи
Весной 1874 года группа молодых художников-живописцев, включающая Моне, Ренуара, Писарро, Сислея, Дега, Сезана и Берту Моризо, пренебрегла официальным Салоном и устроила собственную выставку, став в последствии центральными фигурами новог ...

Духовная культура
Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает "обрабатывать", "возделывать почву". Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако ...

Литература
XIX век стал временем расцвета русской литературы - ведущей области духовной жизни в России. Именно в этом столетии были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. Символическим эпиграфом ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация