Кабинет Александры Федоровны

Материалы » Интерьеры К. Росси в Аничковом дворце » Кабинет Александры Федоровны

Страница 3

Интерьер украшался «прекрасными старыми и новыми картинами» в золоченых рамах, причем количество картин в Кабинете постепенно увеличивалось, что говорит о любви Александры Федоровны к живописи. Среди висящих здесь картин была любимая картина Ольги Николаевны, запомнившей интерьер Кабинета с детства, «Святое семейство» Френча, две картины Греза «Девушка, смотрящая в зеркало» и «Девушка, играющая на флейте», несколько натюрмортов с цветами и фруктами, Мадонна с младенцем, несколько пейзажей и портретов.

Интерьер Кабинета, прежде всего, создавала прекрасная мебель, которая располагалась уютными группами, заполняя все помещение. В центре интерьера стояла большая кушетка, очень модная в начале XIX века. Достаточно простой формы с изящно изогнутыми в виде свитков передними и задними спинками она органично вливалась в убранство интерьера и была очень удобна, когда среди дня хозяйке хотелось на некоторое время прилечь отдохнуть. Кушетка была обильно украшена различными резными орнаментами и украшениями и обита тканью, повторявшей мотив звездного неба, использованный в оформлении потолка.

Напротив камина, посредине комнаты, стоял большой рабочий стол, имевший название «двуспальный», поскольку позволял работать двум людям, сидевшим друг напротив друга. Стол был выдержан в строгих прямолинейных формах и напоминал мебель раннего классицизма конца XVIII века. В таком же стиле был выдержан и стоящий рядом со столом стул с характерными загибающимися задними ножками и обитый материей светло-зеленого цвета, хорошо сочетавшегося с коричневым цветом дерева. Стол был буквально заставлен различными предметами, ведь именно в это время входит в моду украшать столы, камины, печи различными забавными безделушками, портретами и статуэтками.

К 1904 году в интерьерах Аничкова дворца скопилось огромное количество бронзовых и мраморных статуэток. В основном, это были бюсты родственников царской фамилии и фигуры античных героев. Но среди них попадались очень любопытные экземпляры, например, гипсовые бюсты Гете, Шиллера, Валанда и Гердера, серия бюстов, изображавшая всех русских царей и императоров, русских поэтов и писателей (Батюшкова, Державина, Жуковского, Грибоедова, Пушкина, Крылова, Карамзина, Лермонтова, Гоголя), даже статуя Татьяны из «Евгения Онегина».

На столе в Кабинете стояли несколько портретов, изящный подсвечник, зеркальце, складень в готическом стиле (Александра Федоровна была очень набожна), несколько маленьких цветочных горшков. Рядом с «двуспальным» столом стояли два небольших столика с тонкими изгибающимися ножками, ширма, украшенная сценами из «Илиады» и второй стол «для папы».

Дополняли меблировку Кабинета «вольтерово кресло со львиными головами, ногами, лапами и крыльями», возможно из гарнитура, стоявшего еще в Кабинете Екатерины Павловны, лавочка с львиными лапами и стоящей за ней полукруглой полкой, на которой стояло с десяток античных ваз и «этажерки, уставленные раскрашенными чашками, маленькими античными вазами, безделушками», и несколькими хрустальными сервизами.

Как отмечает Ольга Николаевна, это были самые изысканные подарки того времени. Императорский стеклянный завод, на котором, скорее всего, были выполнены эти сервизы, в начале XIX века производил лучшие в Европе хрустальные изделия, отличавшиеся, по словам современников, чистотой массы, выверенностью пропорций, изящным силуэтом, зеркаловидною шлифовкою, искусной гранью. Над эскизами изделий работали такие прославленные архитекторы, как А. Воронихин, К. Росси, Ж. Тома де Томон, О. Монферран. Мастера завода виртуозно владели различными видами резьбы по хрусталю (их более пяти), что придавало их творениям особую красоту.

Кроме того, в комнате стоял рояль и рядом с ним этажерка с нотами, говорившие о любви Александры Федоровны к музыке. По-видимому, на нем играла не только она, но и ее дети, приходившие показывать свои успехи в музыке (музыка была обязательным предметом программы образования).

Завершали убранство Кабинета декоративные растения, расставленные в вазах, горшках, жардиньерках (подставках для группы цветочных горшков) и специальных цветниках. Внимание и любовь к зелени, цветущим кустам в начале XIX века было общераспространенным. Комнатные растения расставляли повсюду: на полу, на каминах, на подоконниках, на столах и даже на стенах. Плющи, жасмин, вьюнки и другие растения украшали интерьеры, создавая уютные уголки, обогащали помещения кислородом, придавали комнате более жилой и теплый вид. Нельзя не обратить внимание в убранстве Кабинета на два кашпо (цветные горшки) с высокими кипарисами, подражающие античным краснофигурным вазам, на которых была изображена колесница с всадником, окаймленная традиционным меандром.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Культурное пространство 60-х и современная Россия
Расцветом русской советской культуры стали 60-ые, во всяком случае, эти годы часто идеализируются в воспоминаниях людей, говорящих сейчас об упадке культуры. С целью реконструкции духовной картины эпохи 60-ых был проведен конкурс «шестиде ...

Искусство Неолита
Изобретение в эпоху неолита керамики пробудило в людях того времени стремление делать вещи повседневного быта красивыми. Украшая замысловатыми узорами изготовленные им сосуды, человек с годами все более совершенствовал искусство орнамента ...

Представители русской иконописи
Андре́й Рублёв (около 1340/1350 — 17.10.1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской православной церко ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация