Кабинет Александры Федоровны

Материалы » Интерьеры К. Росси в Аничковом дворце » Кабинет Александры Федоровны

Страница 2

Кабинет был обит зеленой материей, прилегающей к стенам без складок, как обои. Зеленый цвет обивки удачно сочетался с предметами обстановки интерьера и создавал нужную для кабинета атмосферу и настроение у находившихся в нем людей. На полу находился мягкий ковер, украшенный растительным узором.

Достаточно оригинально был решен свод Кабинета. В центре было изображено неба в звездах, по краям которого располагались летящие фигуры, символизирующие двенадцать месяцев года. Часть потолка, окружавшая небо, представляла собой традиционные классицистические композиции с использованием античными фигурами, их атрибутами, растениями и военной арматуры. Похожее оформление потолка можно видеть в одной из личных комнат Николая I на третьем этаже Зимнего дворца. Весь потолок окаймлялся меандром, орнаментом, украшавшим греческие храмы и заимствованным архитекторами классицизма, после чего он стал одним из самых часто встречающихся орнаментов в конце XVIII века, начале XIX века.

Очень интересно архитектором был украшен фриз, поддерживающий классический карниз. Фриз был необычно широким, занимал пространство от окон до потолка, и был разделен на прямоугольники лепными кариатидами. В прямоугольниках были изображены разнообразные сюжеты из античной мифологии, окруженные орнаментами из розеток и акантовых веточек.

Окна Кабинета позволяли любоваться видом ухоженного Аничкова сада и наблюдать оживленную жизнь Невского проспекта. Исходя из того, что хозяйка будет находиться в Кабинете преимущественно в светлое время суток, окна комнаты были сделаны большими и не задрапировывались так плотно как в Опочивальне. Окна располагались в глубоких нишах, образовывавших уютные уголки, в которых была расставлена мебель. Ниши закрывались чрезвычайно модными в то время решетками-жардиньерками, похожими на ширмы, решенными как ограда с прутьями в виде копий. Все решетки были густо покрыты плющом, живописно обвивающим их прутья. Над окнами находились оригинальные карнизы, причем они представляли собой не одну простую горизонтальную конструкцию, а были выполнены из двух частей, сходившихся под тупым углом и закрепленных держателем в виде розетки. На карнизах были подвешены занавеси из белого атласа с бахромою.

В начале XIX века неизменной принадлежностью интерьера кабинета был мраморный камин, часто служивший только для украшения. Такой камин был и в Кабинете Александры Федоровны. На нем располагалось большое зеркало в золоченой раме, большие часы и два небольших бронзовых канделябра с четырьмя свечами – традиционный каминный набор.

Говорить о том, что камин практически не топился, дает возможность наличие в помещении основного отопительного устройства – «громадной печи, похожей по своей форме на саркофаг». Эта массивная, небольшая по высоте, печь действительно чем-то напоминала египетский саркофаг и являлась одним из самых колоритных предметов обстановки интерьера. Она была выполнена из мрамора в виде уменьшенной полуциркульной арки, украшенной маскаронами.

Вся печь была уставлена различными предметами, причем в большинстве своем это были предметы, имевшие античное прошлое и использовавшиеся там в быту для определенных целей, с развитием классицизма стали использоваться исключительно для украшения интерьера. Античные вазы получили такое широкое применение, что никакой интерьер не мыслился без них, украшали они и печь. На ней стояло большое количество ваз разной величины на постаментах, украшенные живописными и лепными украшениями. Кроме ваз печь украшали лампы, статуэтки и различные безделушки. Среди мраморных статуэток была одна замечательная работа М.И. Козловского (1753-1802). Это небольшая скульптура из каррарского мрамора на яшмовом пьедестале изображает сидящую обнаженную Психею с традиционным атрибутом – бабочкой. Психея работы М.И. Козловского была куплена для «Ее Императорского Высочества Великой Княгини Александры Федоровны» в 1822, что говорит о том, что акварель, изображающая Кабинет, была написана не ранее 1822 года. Сейчас эта скульптура, после долгого пребывания в Музее города, находится в коллекции Государственного Русского музея.

Освещался интерьер Кабинета очень оригинальным по стилистическому решению фонарем, несколькими настенными бра и лампами. Это были масляные светильники, только начавшие появляться во дворцах. Весь XVIII век богатые особняки и дворцы освещались дорогими и удобными в употреблении восковыми свечами, тогда как комнаты небогатых домов освещались чрезвычайно неудобными сальными свечами, нуждавшимися в постоянном присмотре. И только в начале XIX века начали появляться более совершенные масляные светильники. Светильники, находившиеся в Кабинете, были решены в одном стиле, формы были лаконичными, но в то же время очень элегантными и изящными. А шарообразный фонарь, подвешенный посредине Кабинета на цепях, украшенный блестками, даже чем-то напоминал экзотический восточный светильник.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Шумерские мифы
Благодаря труду ученых-шумерологов, среди огромного материала, который имеется в нашем распоряжении, выделяются три мифа, которые нашли столь широкое распространение, что их можно считать базовыми мифами. Сейчас стало ясно, что, хотя эти ...

Внутренне убранство дворянской усадьбы
Свободное время (“время хочу”) нельзя проводить в том же самом месте, где обычно работаешь. Здесь все должно быть иным, желаемым, а не должным. "Иное" поведение выражается в подчеркнуто торжественных, или подчеркнуто свободных ж ...

Постмодернизм в кино
Постмодернизм проникает в кинематограф позднее, чем в другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х гг. На 80-е гг. приходится расцвет постмодернизма в кино, после чего наступает определенный спад. Немецкий режиссер Райнер ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация