Интерьеры К. Росси в Аничковом дворце

Материалы » Интерьеры К. Росси в Аничковом дворце

Думаю, найдется немного дворцов, которые могли бы похвастаться такой интересной историей. В его постройке и многочисленных перестройках участвовали многие известные архитекторы нашего города: М. Земцов, Ф. Растрелли, И. Старов, Дж. Кваренги, Л. Руска, К. Росси, И. Монигетти, М. Месмахер и другие.

Целью данной работы является попытка описания и исследования убранства некоторых интерьеров Аничкова дворца, отделанных к свадьбе великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты, нареченной при крещении Александрой Федоровной, выявление стилистических особенностей их убранства, характерных для времени создания, а также попытка введения в оборот новых исторических данных, касающихся этих интерьеров.

Для описания мною взяты четыре интерьера дворца: Парадной Опочивальни Александры Федоровны, Желтой гостиной, Белой гостиной и Кабинета Александры Федоровны. Парадная Опочивальня Александры Федоровны, Желтая и Белая гостиные являются характерными ампирными интерьерами К. Росси, а Кабинет Александры Федоровны, авторство которого пока точно не установлено, был отделан позже и поэтому имел в своем убранстве черты как классицизма, так и эклектики.

Для исследования я выбрал именно эту тему, поскольку, во-первых, из огромного количества направлений истории наиболее интересным для меня кажется искусствоведение, особенно же меня привлекает изучение русского интерьера первой половины XIX века. Во-вторых, занятия Школы Юных Историков проходят в Аничковом дворце, – поэтому я выбрал интерьеры именно этого дворца. В-третьих, думаю не одному мне интересно представить обстановку, окружавшую известнейших исторических личностей, попытаться представить, как их вкусы и привычки отразились на ее характере. В данном случае это первые люди в России того времени – российский император Николай I, императрица Александра Федоровна, члены императорской семьи. В стенах Аничкова бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский - учитель русского языка Александры Федоровны и наставник великого князя Александра Николаевича, Ф.М. Достоевский.

Наконец, меня привлекло и то, что эта тема почти не исследована историками-искусствоведами. Истории интерьеров Аничкова дворца в современной литературе, посвященной этому дворцу, уделялось немного внимания из-за длительного запрета на исследования интерьеров дворца в советское время и из-за сравнительно небольшого объема изученных материалов.

Основными источниками, по которым специалисты изучают интерьеры являются чертежи (обычно составленные архитекторами), гравюры, мемуарная литература, исторические документы об отделке и обстановке помещения и, конечно наглядное пособие по изучению интерьера – его графическое изображение (чаще всего это акварели), лучше всего показывающее обстановку тех или иных апартаментов.

Основой для данной работы стали несколько изображений интерьеров Аничкова дворца начала и середины XIX века. Это акварель Э. Гау, изображающая Опочивальню Александры Федоровны (ил. 4), в литературе датируемая серединой XIX века, но на основании некоторых документов, касающихся убранства интерьера и акварели с изображением соседней Белой гостиной, можно говорить о том, что она была написана не ранее 1849 года и не позже конца 56 года. Картина «Первая гостиная Аничкова дворца» (Желтая гостиная, ил. 5), написанная неизвестным художником во второй четверти XIX века (сейчас она хранится в Государственном Русском музее, инвентарный номер хранения Ж-4882). Две акварели Кабинета Александры Федоровны, выполненные неизвестным мастером (ил. 6, 7) по литографиям, датированным специалистами по технике выполнения 24-25 ми годами XIX века. Акварели Л. Премацци Кабинета (ил. 8) и Белой гостиной (ил. 9) соответственно 1853 и 1856 годов, хранящиеся в Гатчинском музее.

Появление особого жанра в живописи – акварелей с изображением интерьеров пришлось на конец первой четверти XIX века. Эти изображения почти неизвестны широкой публике, их редко где можно встретить, хотя это один из немногих видов искусства, где оно по значимости не уступает историческим документам, а в некоторых случаях даже важней их. Картины в интерьерном жанре дают нам возможность проследить изменение стилей в архитектуре, изобразительном и декоративном искусстве. Большая часть сохранившихся акварелей с изображениями интерьеров, выполнялась по высочайшему заказу, для документальной фиксации реальных помещений известных дворцов и особняков. Самыми известными мастерами, работавшими в России и изображавшими интерьеры акварелью были К. Ухтомский, Э. Гау и Л. Премацци.

Вторым источником, использованным мной, были дела из Российского государственного исторического архива (в дальнейшем – РГИА). Прежде всего это «Описание комнат Николая Павловича в Аничковом дворце», написанное в 1817 году и представляющее большую ценность для дополнения и уточнения деталей отделки, которых не увидеть на графических изображениях. Кроме того, дополнить картину убранства интерьеров помогают дела о «возобновлении убранства четырех комнат Собственного его императорского величества дворца», где содержатся сведения обо всех материалах и предметах, закупаемых и производимых для ремонта, некоторые дела о состоянии дворца, чертежи архитекторов и другие документы, касающиеся истории интерьеров Аничкова дворца.

К сожалению, среди современной опубликованной литературы нет исследования, посвященного интерьерам Аничкова дворца николаевского времени. Существует работа Н.Н. Демичевой и В.И. Аксельрода «Зодчие и строители Аничкова дворца», но интересующая меня информация там практически отсутствует, за исключением лишь самых основных данных, и то содержащих некоторые неточности.

Кроме того, некоторым деталям отделки интерьеров Аничкова дворца разного времени посвящены работы (опубликованы только тезисы) Т.Б. Семеновой «Интерьеры Аничкова дворца первой половины XIX века и их меблировка (основная часть работы посвящена интерьерам дворца, отделанным Л. Руска в 1809 году), Е.В. Карповой «Скульптура в интерьерах Аничкова дворца».

Среди литературы по истории самого дворца, прежде всего, стоит выделить фундаментальную работу А.И. Успенского «Императорские дворцы», изданную до революции, книгу В.И.Аксельрода и Л.П Буланковой. «Аничков дворец», где содержатся интересные факты из жизни хозяев дворца, опубликованное исследование сотрудника ГИОПа А.Н. Петрова «К вопросу о зодчих строителях Аничкова дворца», подробно описывающее строительство дворца в XVIII веке.

Также мной была проработана некоторое количество искусствоведческой литературы, посвященной отделке интерьеров первой половины XIX века. Среди них стоит выделить две работы И.А. Бартенева и В.Н. Батажковой «Русский интерьер XVIII -XIX веков» и «Русский интерьер XIX века», описывающие общие особенности и тенденции отделки интерьера, работу специалистов по русскому интерьеру Т.М. Соколовой и К.А. Орловой «Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века», характеризующую его убранство с помощью воспоминаний и мемуарной литературы современников, исследование А.М Кучумова. «Убранство русского жилого интерьера XIX века», проведенное по материалам экспозиции Павловского дворца-музея. Существует специальная литература, описывающая определенные детали отделки интерьера, среди которой хочу выделить книгу А.Г Стемпаржецкого. «Декоративные ткани в русском интерьере», Т.М. Соколовой «Русская мебель в собраниях Эрмитажа» и «Орнамент – почерк эпохи», К.А. Соловьева «Русская осветительная арматура XVIII - XIX веков» и многие другие.

Для того, чтобы работа была полнее и объективнее, мною проработаны исследования М.З. Тарановской и Н.В. Вейнерта, о творчестве архитектора К. Росси, воспоминания хозяйки дворца, жены Николая Павловича, Александры Федоровны, материалы (литература и графические изображения), касающиеся интерьеров других дворцов Петербурга и пригородов, для выявления наиболее характерных особенностей и тенденций в отделке интерьеров в интересующее меня время.

Статьи по теме

Молодежный жаргон
Как никогда актуальна проблема школьного жар­гона. Преподаватели перестали понимать учеников, старательно пытающихся выдать у доски что-то такое: - Он типа для атомного кайфа. Баклан вроде ли­нял, прикалывался. Олды не врубались, особо м ...

Автопортреты
Что заставляло Рембрандта так много и часто писать свое изображение? Может быть, им руководило весьма понятное и законное желание человека, чувствующего свое превосходство над точной, сознающего в душе нечто необыкновенное, передать потом ...

Французское возрождение
Начало французского Возрождения относится к середине XV века, когда было завершено политическое объединение страны. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Первый крупный художник французского Возрождения – Жан Фуке (ок ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация