Иконография камерного портрета Екатерины II

Материалы » Иконография Екатерины II » Иконография камерного портрета Екатерины II

Страница 1

В XVIII веке господствующим в системе живописных жанров был парадный портрет. В концепции парадного портрета образ представлялся преимущественно «в доминанте общего над личным» и был лишен индивидуальности.

Вместе с тем стремление живописцев к пониманию духовного мира человека, предопределило их внимание к человеку «домашнему», что дало толчок к формированию частного или камерного портрета.

К концу XVIII века возникает такое направление в живописи, как сентиментализм. Художники сентименталисты в изображении человека стремились раскрыть его естественность, что понималось , как внутреннее, гармоничное согласие человека и природы и «как единственно необходимое условие чувствительности – высшей добродетели души».

Это направление русской живописи коснулось и иконографии Екатерины II. Наиболее ярким русским художником-сентименталистом был Владимир Лукич Боровиковский. Ученик Д.Г. Левицкого и И.-Б Лампи, Боровиковский - первый русский живописец, в творчестве которого ярко проявилось новое понимание портретных задач. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (ГТГ, 1794 г.) – «первый пример такого интимного толкования царского портрета».

В отличие от Екатерины- Минервы Торелли, Екатерины – Фемиды Левицкого, Екатерина Боровиковского - изображена «старушкой «казанской помещицей», гуляющей в саду с любимой левреткой.

Идея «портрета- прогулки» была подсказана художнику Г.Р. Державиным, присутствующим в качестве секретаря на утренних прогулках императрицы. В платье Екатерины Боровиковскому позировала камер-фрау М. Перекусихина.

Пожилая дама в теплом голубом капоте и чепце прогуливается в сопровождении любимой левретки по Царскосельскому парку. И хотя фигура ее не потеряла величавости, но походка слегка отяжелела, и дама предпочитает опираться на тросточку. Императрицу, превратившуюся в частное лицо и «переданную с домашней непринужденностью», художник изобразил не на фоне традиционных для императорского портрета драпировок, а на лоне природы. В глубине, среди глади озера с плывущими лебедями отчетливо видна Чесменская колонна

( а в другом варианте – повторении из ГРМ – за спиной Екатерины возвышается Кагульский обелиск). Пейзаж на полотне Боровиковского отличается «почти фотографической точностью». Художник удивительно естественно и поэтично передает зеркальную гладь воды и свисающие над ней ветви деревьев, неподвижные очертания кустов. Он четко выписывает стволы и ветви деревьев, ярко насыщенные зеленым лапы елей сочетаются с мягкой, зеленеющей, имеющей в отдельных местах рыжеватый оттенок листвой деревьев. Желтоватые тона слегка пробиваются и сквозь голубизну утреннего неба, окрашенного у горизонта в розоватые оттенки. Синее, с зеленоватым отливом, одеяние императрицы, как нельзя лучше сочетается с голубыми тонами неба и с немного увядающим цветом зелени. На этом портрете Боровиковский обнаруживает «настоящий дар живописца, владеющего методом сложных лессировок и тонального объединения различных цветовых оттенков».

Фигуру Екатерины художник изобразил с непревзойденной симпатией. Это не императрица в старости, а прежде всего человек, женщина, немного уставшая от государственных дел, придворного этикета, которая в свободную минуту, непрочь побыть одна, предаваясь воспоминаниям и любуясь природой. « В русском искусстве это первый пример интимного по своему существу царского портрета, приближающегося к жанровой картине.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация