Просветители верили в науку, ее безграничные возможности. Они считали, что век религии должен смениться веком разума. Общество будет переустроено на разумных началах, на основе научных знаний. Эта идея наиболее полно выражена в философской формуле Гегеля: "Все разумное - действительно". Просветители считали, что необходимо бороться против религиозных суеверий, пропагандировать достижения наук. И сами они много делали для этого. Прежде всего следует отметить, что основные силы французского Просвещения с 1751 по 1780 гг. концентрировались вокруг издания "Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел". Всего вышло 35 томов этого издания. Ответственным редактором и автором большинства статей был Д. Дидро (1713 - 1784).
Для просветителей были характерны исторический оптимизм, вера в культурный прогресс, культ разума, науки. Культурный прогресс они понимали как совершенствование разума, распространение знаний.
Однако, среди просветителей был мыслитель, который занимал особую позицию по этому вопросу и не разделял оптимизма своих коллег. Это Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778). Руссо поднимает в своих работах проблему противоречивости культурного прогресса. Он высказывает мысль о том, что научный и художественный прогресс не сопровождаются прогрессом нравственным. Руссо писал: "Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства". В работах Руссо берет свое начало пессимистический взгляд на культуру. Он стоял у истоков духовного течения, которое называют патриархально-романтическим и антитехнократическим. Руссо критиковал современную цивилизацию, считал, что она подавляет в человеке его лучшие природные задатки. Испорченности современной цивилизации Руссо противопоставляет природу, в которой царят гармония и порядок. "Назад к природе" - с таким призывом обращается Руссо к своим современникам.
Статьи по теме
Образование, просвещение и наука русского зарубежья
Русские эмигранты послереволюционной попы делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих европейских странах были созданы русские школы и ...
Архитектура, скульптура, живопись
Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, булевтерии. В V в. до н.э. возникает планировка городов. Основным архитектурным сооружением оставался храм. Он был прямоугольной формы. Крышу на опред ...
Искусство
Итальянцы не восприняли ломаный силуэт готического храма, так хорошо вписавшийся в природу и миросозерцание людей на севере от Альп, и создали свой собственный стиль архитектуры, основой которого стало соединение колонны с полукруглой арк ...