Однако, даже в этом интимном портрете присутствует «эмблематический мотив колонны-«столпа» - Чесменская колонна ( Кагульский обелиск – на варианте портрета ГРМ), который при всей сентиментальности образа Екатерины всего сюжета портрета, символизирует «твердость или постоянство», «непоколебимость духа», «Твердую надежду»
Наравне с сентиментализмом в русском искусстве XVIII века возникают реалистические тенденции, которые прослеживаются в творчестве портретистов-живописцев Ф. С. Рокотова и Д. Г. Левицкого - мастеров глубоко правдивого и поэтически взволнованного изображения человека. Однако, что касается императорских портретов, то эти художники при их создании были связаны «той условностью, которая был выработана художниками Франции, Италии и других стран и которая была отголоском так называемой академической школы живописи» . Эта школа требовала от художника возвеличивания изображаемых высокопоставленных лиц путем придания им особой осанки, исправления недочетов фигуры, одевания их в торжественные и богатые одежды. Таким образом, императорские портреты вышеназванных живописцев носили ярко выраженные черты академической школы живописи.
Реалистические направления русской живописи XVIII века ярче всего проявились в бытовом жанре – в работах Михаила Шибанова.
Шибанов был первым, кто поднял крестьянскую тему в живописи и создал произведения большой впечатляющей силы. Однако этот мастер писал и портреты высокопоставленных вельмож.
В 1787 году, во время путешествия Екатерины в Херсон, Шибанов находился в штате Г.А. Потемкина. Именно в это время им был написан портрет Екатерины II в дорожном костюме ( ГРМ, 1787 г.).
Как и на портрете Боровиковского, Екатерина Шибанова как бы сведена с «некого пьедестала и стала объектом «художественного суждения». Но если композиция Боровиковского вся направлена на раскрытие образа Екатерины как человека, чему способствует и общий живописный тон картины, и элегантный пейзаж, меланхолический образ гуляющей дамы, то на портрете Шибанова этого нет.
Екатерина Боровиковского сразу призывает зрителя «ответить образу к нему обращенному, волной симпатии», Шибанов же только показывает нам реалистичный, официальный образ путешествующей императрицы. В красном одеянии, с императорскими орденами, в меховой шапке, Екатерина, не вызывает у зрителя каких либо чувств – восхищения, симпатии, преклонения. Это портрет стареющей женщины, которую Шибанов изобразил «« безжалостно правдиво», он не приукрасил образ ни одной деталью, как в художественном оформлении портрета, так и не попытался придать лицу черты духовности.
Статьи по теме
Культура запада во 2-ой половине ХХ века
Внутреннее развитие стран Запада после второй мировой войны определялось двумя основными взаимосвязанными процессами – становлением «государства благоденствия» и дальнейшей демократизацией.
«Государство благоденствия» - это демократическ ...
Отношение просветителей к религии
Просветители были едины в понимании причин существования религии, полагая, что религия - это результат фанатизма, невежества и обмана. В свое время была популярной идея Вольтера (1694 - 1778) о том, что религия возникла тогда, когда встре ...
Архитектура Древнего Царства III-IV
династии
Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Фараоны располагали огромными земельными богатствами. Именно в это время большое распространение получило рабовладение, причем в рабс ...