Иероним Босх–жизнь и творчество

Материалы » Иероним Босх–жизнь и творчество

Страница 11

А грехи? Это совсем иное. Это корысть и подлость, душевное уродство; азарт игры, когда человек теряет голову, способен на любой обман и преступление. Душевная черствость, холодность. Когда женщина торгует своим телом; стряпают доносы и наушничают. Грех лени и непрофессионализма, когда музыкант не владеет инструментом, художник – кистью, писатель – пером, искусствовед не способен внимать художнику и не знает своей науки понимания предмета искусства. Заселившие ад Босха чудовища, монстры, уроды, ожившие мертвые существа всего лишь фантастические воплощения этих духовных уродств и человеческих несовершенств. И не где-нибудь и когда-нибудь, и, может быть, очень скоро, здесь, на земле, в нашей жизни, за греховные деяния придется расплачиваться.

Будучи человеком весьма образованным для своего времени, оригинально мыслящим, Босх умел проникать в самую суть вещей и явлений. Поэтому все его картины — это причудливые гротески с глубоким философским подтекстом.

Особенно подходит это определение для произведений зрелого и позднего периодов творчества художника («Иоанн Креститель в размышлениях», «Молитва Св. Иеронима», «Святой Иоанн на Патмосе», «Искушение Святого Антония», «Страшный суд»).

Как многие из его современников, для большего воздействия на зрителя, для выражения борьбы добра и зла, Босх показывал библейские сюжеты на фоне привычного людям пейзажа. Он часто заменял виды Иерусалима, пустыни на панораму простого голландского города, реки, холмов. Примером является и эта работа.

Cв. Иоанн Креститель находится в дикой местности, мало похожей на Палестину 1-го столетия. Святой лежит среди холмов, на сочной траве. Миссия его (как Предшественника) ясна по его взгляду на ягнёнка (символ Христа) Иоанн, "увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий".

Покой, необыкновенно красивая природа, мясистые плоды, безразличный взгляд Святого передают обстановку лени. Но в этой пасторальной сцене есть элементы угрозы. Почти незаинтересованный взгляд на Ягненка - Бога, и положение Ягненка говорит о духовной слабости, к которой склонно все человечество. Действительно, чувственная природа, мясистые плоды, окружающие Иоанна, показывает привлекательности альтернативы, которую жизнь плоти предлагает жизни духа. И Иоанн, предшественник Христа, расслабляется перед лицом искушения.

Легенда украшала жизнь Св.Иеронима, отшельника и ученого, историями об искушениях, которым он подвергался в пустыне, его видениях и льве, которого он приручил, удаляя шип из его лапы.

Cв.Иоанн Богослов сидит на холме. Он держит открытую книгу и перо; он, провидец и пророк, пишет Откровения. Вдали пейзаж низовьев Рейна, но здесь — это остров Патмос, где Cв.Иоанн увидел Апокалипсис. Ангел указывает на небо, где появился символ Апокалипсиса. Начиная со Средневековья это небесное видение было идентифицировано Мадонной. Птица в нижнем углу - ссылка на символическое животное Cв.Иоанна, орла. Птица охраняет принадлежности для письма, которые демон пробует украсть.

"Грехи и наказание за них" — любимая тема Босха. Он считал, что в грех человека вводят демоны-искусители, и создал серию картин о святых, преодолевающих искушения, надеясь, что жизнь праведников послужит примером для других. Св. Антоний Великий - святой, отшельник, был наиболее любим Босхом. На внешней стороне боковых створок (триптих закрыт) - Арест Христа в Гефсиманском саду и Христос, несущий крест.

В центре святой, становящийся на колени; он смотрит на зрителя. Вокруг многочисленные демонические искушения испорченного мира: сцены распущенности, неумеренности, ярости, лицемерия и многих других недостатков. Здесь представлена внутренняя борьба между желанием и запрещением. Поведение личности в бесконечном море искушений - тема, которая часто использовалась в религиозной литературе в те времена.

Непоколебимая вера Антония строго испытывается. Он поднят в небо ордой летящих дьяволов. Его сопротивление - молитва. После его "падения", два монаха (его друзья), поддерживая, ведут его по мосту, окружённому монстрами-искусителями.

Правая створка заполнена сценами распущенности и ненасытности. Внизу - одно из типичных существ Босха (без тела): большой живот, вместо головы, и ноги. Это - обжорство. На заднем плане, между двумя башнями, вооруженные войска заставляют голого человека бороться с драконом в воде. В небе - летящая рыба, с мужчиной и женщиной. Считается, что это Дьявол с Ведьмой.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по теме

Ранний период творчества Леонардо да Винчи
Первая датированная работа (1473, Уффици) – маленький набросок долины реки, видимой из ущелья; с одной стороны расположен замок, с другой – лесистый склон холма. Этот набросок, сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует о постоянно ...

Огюст Ренуар
Огюст Ренуар (1841–1919) начал свой путь с росписи фарфора и раскраски вееров. Но вскоре он расстается с этим ремеслом и отдается со всей страстью «чистому» искусству живописи. Художников стиля рококо (Буше, Ватто), которых он вначале изу ...

Историография
Книга Г.В. Лебедева. «Русские художники XVIII века. И. Никитин, И. Аргунов, В. Боровиковский» рассказывает о творческом пути и работах русских художников XVIII века. Произведение очень интересно тем, что автор анализируя творчество русски ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация