Иероним Босх–жизнь и творчество

Материалы » Иероним Босх–жизнь и творчество

Страница 8

С этой необходимой для жизни парности животных поедаемых и поедающих, самцов и самок, мужчин и женщин художник начинает алтарь: при закрытых створках видим момент рождения Земли из ее половин – правой и левой, земли и неба. Затем мы видим, как при раскрытых створках небо на райском горизонте переходит на центральную часть, как и синие горы вдали и желтая земля. И только при приближении к нам в соответствии с правилами перспективы ландшафты становятся разными.

Итак, люди (по Босху) в первородном грехе невиновны, взаимное влечение мужчин и женщин лежит в их природе и заложено Творцом, отсюда праздничность, красочность, бесконечное разнообразие любовного карнавала.

Донат Баттилотти пишет: «Символика Босха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общий ключ к его картинам. Символы меняют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников – от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений».

Так и должно быть в символике. Иногда не просто разобраться в символике картины, изучить язык художника, но это главная задача искусствоведа, способность решить которую говорит об уровне его профессионализма. А размышлять над символами, не привлекая с самого начала астрологию, значит, с первых шагов стать на путь домыслов. Второе, что следует иметь в виду, что художник не может применять образы, символы и прочие элементы живописного языка редкие, малоизвестные или известные очень узкому кругу лиц, поскольку картина пишется для широкого зрителя, а не для одного-двух знатоков редкостей. Значит, и мы обязаны и имеем возможность разобраться в Босхе.

Астрология делит год на двенадцать частей и каждую отмечает знаком зодиака. Каждой части соответствует одна из семи планет и соответствующие характеры людей: Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Солнце. Луна и Солнце имеют по одному месяцу, остальные – по два. В зависимости от восходящего или нисходящего Солнца каждая из планет (и ее символы!) оказывает положительное или отрицательное воздействие.

Центральная створка Сада наслаждений рассказывает о любви, следовательно, о людях, родившихся под знаком Венеры, или под другими планетами, но в какой-то мере обладающими теми же качествами.

Знак Венеры – окружность и крест под ним – восходит к египетскому иероглифу «жизненный ключ», но в эпоху Возрождения трактовался как зеркало, которое богиня Венера держит в руке. Из стихий к Венере относятся воздух и вода, из жизненных жидкостей: кровь, сперма, мокроты. Из вкусовых ощущений – сладкое, жирное и пряное. Определенные металлы, камни и растения. Фрукты приятные и сладкие: груши, фиги, гранаты. Животные: щенки, котята, кролики, овцематки, козы, козел, бык. Птицы: лебедь, трясогузка, пеликан, ворон, голубь, воробей, орел. Рыбы: известные своей похотливостью, любовью к малькам, имеющие пряный и приятный запах. Места: укромные источники, зеленые луга, цветущие сады, берега, курорты, танцевальные залы. Венера порождает красивых, статных любителей всяких увеселений. Они миролюбивы, щедры, снисходительны, склонны к затеям. Если же влияние Венеры дурное, то эти люди только трусливые сладострастные натуры; развратники, прожигающие жизнь. Их символ – перевернутое зеркало Венеры. Таким образом, каждый знак, каждый символ Венеры может нести положительное и отрицательное значение.

Другие источники (поверия, фольклор, сказания, пословицы, в том числе старинные голландские) дополняют перечень этих символов. Обращает на себя внимание как раз множество негативных их значений. Вот несколько из них.

«Двустворчатая раковина» – супружеская неверность. «Сладострастные» плоды: виноград, гранат, клубника, ежевика, яблоко. В этом видели распутство, плотские (чаще всего) наслаждения, преходящие радости. Черная клюющая птица – символ похоти. Рыба – лжепророки, распутство, похоть.

Обратимся к центральной части.

Центр алтаря полон радости и доброты самой благожелательной и самой реальной. Мир желаний, мечтаний, безудержных веселых фантазий, светлых выдумок людей. Все создано для их удовольствий, радости, целомудренного счастья, наслаждений. В центральной створке насчитывается около сотни сцен. Велико желание описать все, потому что это интересное занятие, но необходимость ограничить рассмотрение картины заставляет повременить с этим. Обратим внимание зрителя на главное.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по теме

Жизнь и творчество Николая Самокиш
Николай Самокиш родился 13 (25) ноября 1860 г. в Нежине. Окончил Нежинскую классическую гимназию. Первая попытка поступить в Императорскую Академию художеств не удалась, но был принят вольнослушателем в батальную мастерскую профессора Б.П ...

Символизм, как течение в искусстве рубежа веков
Литературно-художественное и мировоззренческое направление в культуре последней четв. XIX — перв. трети XX вв. Символизм возник как реакция на господство материализма, позитивизма и натурализма в Европейской культуре XIX в. Важным источн ...

Ксенофонт
Третьим выдающимся греческим историком заслужено признается Ксенофонт, автор как ряда исторических произведений («Греческая история», «Анабасис»), так и целой серии трактатов («О доходах», «Апология Сократа», «Лвкедемонская полития», «Кир ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация