Иероним Босх–жизнь и творчество

Материалы » Иероним Босх–жизнь и творчество

Страница 9

Известно, что вода, мягкое, округлое - несет женского начало, а твердое, выступающее, продолговатое, суша – мужское. В центре картины расположен круглый водоем – чисто женский символ, – заполненный девушками. Черная девушка с царственным павлином на голове подняла вверх яблоко – вот смысл жизни! Перед нею несколько девушек с яблоками на головах. Группа девушек в центре с аистами на головах. Как красивая водоплавающая птица, она родственна женщине. Играющая в воде пара. Несколько девушек с золотыми волосами с черными воронами на головах – птицами мудрости и любви.

Вокруг водоема – главный аттракцион – веселая кавалькада мужчин и женщин верхом на всевозможных животных. Животные реальные (кони, олени, лев, рысь, верблюд, кабан, медведь) и фантастические, но все сильные, гибкие, быстрые. Коза и олень с аистами на спине. Все резвятся, кто во что горазд. В руках муляжи огромных рыб, громадные фрукты, птицы на головах и ветках, яйцо (символ размножения) на голове… Вокруг – коллективные аттракционы со всевозможными огромными макетами: птица, оболочка ягоды, кит. Зрителей нет, все участники, включая птиц и зверей.

Выше кавалькады расположено озеро с четырьмя протоками с высоким сооружением на каждом из них. Это четыре стороны света, пронизанные женскими и мужскими началами. Здесь несколько групповых развлечений, но в большинстве развлекающиеся пары.

Иероним Босх дает кусочек неба, в котором летающие люди или на грифонах с атрибутами любви. В переводе на язык слов, это значит: человеческая, плотская, чувственная любовь – это полет духа, высшая форма его существования. Пояснением, развитием этой формулы служит все остальное.

Ближе к нам слева второй водоем со всякими сценами, но в центре его любовная пара. Слева группа огромных озерных птиц (селезень, утки, зимородок, удод), то есть с женским началом. Здесь несколько размышляющих, сомневающихся людей, вот-вот готовых присоединиться к остальным, но пребывающих в нерешительности.

На переднем плане мужчины и женщины группами, парами, одиночные. На виду и уединившиеся в огромных плодах, бочке, шалашах, причудливых сооружениях. Везде неизменные огромные и небольшие плоды и оболочки клубники, граната, ежевики, яблок, рыб, цветов. Птицы держат в клювах ветки с плодами ягод и скармливают их желающим. Вкушающие плоды или находящиеся в соседстве с ними, рыбами и другими символами любви означают любовные игры и наслаждение любовью. Сцены, весьма целомудренные, за исключением нескольких. Откровенно эротическая – слева в центре трое под прозрачным зонтиком.

Обнаженные люди – это вовсе не вульгарный групповой секс (говорящие о нетрадиционной сексуальной ориентации художника могут не беспокоиться) или нечто непотребное, а тайные, сокровенные желания, устремления, фантазии, плотские, любовные томления и желания. Уединившиеся пары если и скрыты за стеклянными стенками, то означает, – все понимают причину их уединения, а не есть любовь на виду у всех.

Сова присутствует несколько раз (слева ее обнимает мужчина, справа она на голове у танцующих, несколько сов в кавалькаде) и заставляет вернуться мыслями в Эдем. Сова, сыч, лунь – это птицы тьмы, ночи, таинственных превращений, свидетели и участники дьявольских дел. Сова боится дневного света, обитает в старых разрушенных строениях, ей приписывают демоническое значение. Она символ опустошения и несчастья. Но сова – символ Минервы (Афины), великой богини античности, олицетворяющей мудрость. Она символ Тиля Уленшпигеля, весельчака и бродяги, высмеивавшего глупость, невежество, суеверия. В сове воплотились силы тьмы и мудрости.

Зритель скажет – как же, ведь наиболее повторяемые предметы, это клубника, ягоды, огромные рыбины, ежевика, которые есть откровенные символы преходящих радостей, разгульного веселья, плотских наслаждений, но и распутства, похоти. Сошлемся на мудрость народа, воплотившего в Венере качества положительные, которые в определенных условиях могут стать отрицательными. Молодой Босх говорил о семи смертных грехах. Теперь бы он сказал по-иному: надо стремиться, чтобы гордыня стала благородной гордостью, скупость бережливостью, чревоугодие аппетитом, лень поэтической мечтой, гнев живостью, а зависть соревнованием. Но сейчас разговор о главном, – о любви. Ханжи создали много символов похоти, но ни одного символа любви. Воспользуемся этими символами, и будем стремиться, чтобы похоть стала любовью, тем более что они родственны.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по теме

Ю.М. Лотман: семиотика и структурализм
Убедительным примером того, как в советской России, даже в условиях цензурного удушения гуманитарных наук, смогла плодотворно развиваться новаторская культурологическая мысль, является творчество выдающегося ученого - Юрия Михайловича Ло ...

Общая характеристика регионов Дальнего Востока
Дальний Восток России представляет собой обширный по территории регион, площадь которого составляет 36,4% всей территории России. В состав Дальневосточного района входят Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Приморский и ...

Развитие иконописи в Невьянске
За 300 лет сюда не могли не проникнуть новгородские, северные, а затем московские и поволжские иконы. Конкретно сказать об этом в настоящее время весьма непросто: первые иконостасы не уцелели, исчезло большинство документов, хранивших ист ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация