Технологии иллюстрирования книг в Средние века

Материалы » Иллюстрации в древневековых книгах » Технологии иллюстрирования книг в Средние века

Страница 1

Множество технологий, использовавшихся при иллюстрировании книг, требовало специализации различных дисциплин уже на ранних этапах работы. Разные художники и ремесленники выполняли техническую подготовку пергамена и чернил, смешивание красок, золочение, дизайн композиции и выполнение рисунка, нанесение одного цвета за другим, филигранную и орнаментальную роспись, полировку и т.д. Писец во время копирования книги отводил место для иллюстрации и оставлял указания относительно ее сюжета и композиции в виде мелких заметок на полях. По завершении работы над текстом, когда тетради уже могли быть переплетены в кодекс, мастер ателье, следуя предписаниям писца, тщательно прорисовывал в отведенном месте эскиз. Первым этапом иллюстрирования было золочение. Собственно роспись начиналась с нанесения основных цветов и с прорисовки линий первоначального наброска. После этого накладывались тени и более темные тона, а наложение белых бликов завершало моделирование фигур и пространства.

Композиции миниатюр могли буквальным образом «переводиться» с одного экземпляра на другой при помощи прозрачной кальки, carta lustra или carta lucida. Композиции копировались также при помощи угольного порошка: контуры оригинала прокалывались мелкими дырочками, оригинал помещали поверх новой страницы и легонько похлопывали по нему мешочком с красящим веществом, меловой или угольной пылью, так чтобы на лежащей под ним странице остался пунктирный контур. Из такого отпечатка получался набросок вроде рисунка свинцовым карандашом, описанного выше. Для подготовки к раскрашиванию его требовалось обвести чернилами.

Некоторые миниатюры и инициалы в средневековых рукописных книгах так и оставались графикой, особенно в каролингскую или романскую эпохи или в книгах научного или практического содержания, но в большинстве случаев книжное иллюстрирование подразумевало яркость красок, а часто и миниатюры. „Иллюминованный” манускрипт в узком смысле слова содержит золото или серебро, отражающие свет. Рукопись, обильно декорированная красками, но не золотом или серебром, строго говоря, не является „иллюминованной”. Цистерцианским монахам разрешалось украшать свои книги красками, но запрещалось иллюминировать их, поскольку золото считалось материалом легковесным и неуместным в сурово-аскетической жизни монаха. Иллюминирование золотом восходит корнями к Античности, но становится особенно распространенным в позднем Средневековье. Такие книги, как часословы, почти всегда иллюминировались.

Если рукопись декорируется золотой фольгой, золото накладывают раньше красок. Последовательность важна по двум причинам. Во-первых, золото пристанет к любому ранее нанесенному пигменту и расстроит рисунок, а во-вторых, при энергичной шлифовке золотого листа вся краска вокруг него может загрязниться или вовсе стереться.

В начале оформления средневекового кодекса книга все еще пребывала в виде разрозненных листов, но работа с текстом была уже завершена. Иллюстратору предстояло заполнить рисунком пустые места, оставленные писцом. Помимо прочего, это означало, что сюжет, расположение, а очень часто и формат рисунка предопределялись все тем же писцом. Писец часто оставлял иллюстратору и словесные указания. Так, например, внутри или рядом с местом, предназначенным для великолепного инициала, маленькая буковка часто указывала, какой именно буквой должен быть этот инициал. Временами, как, например, в цистерцианских рукописях тринадцатого века, где для инициалов употреблялся только один цвет, на месте будущей буквицы для иллюстратора специально оставляли небольшое пятнышко краски, чтобы указать ему желаемый цвет инициала. С подобной же целью названия цветов часто надписывались на самом рисунке или на полях. Такая практика была особенно распространена в английских и французских книгах двенадцатого-тринадцатого веков.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Естественные знаки
Под «естественными знаками» понимаются вещи и явления природы. Не все предметы выступают как знаки, а только те, которые указывают на какие-то другие предметы и рассматриваются в качестве носителей информации о них. Чаще всего естественны ...

Культура запада во 2-ой половине ХХ века
Внутреннее развитие стран Запада после второй мировой войны определялось двумя основными взаимосвязанными процессами – становлением «государства благоденствия» и дальнейшей демократизацией. «Государство благоденствия» - это демократическ ...

Женская одежда
Женская традиционная одежда Волжско-уральских татар как в общем комплексе, так и в деталях, имеет больше разнообразия по сравнению с мужской. Она различалась не только по функциональному назначению (весення, летняя, осення, зимняя, повсед ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация