Становление творческой индивидуальности. Второе возвращение в Москву

Материалы » Жизнь и творчество С. Эрьзи в контексте диалога культур 20 века » Становление творческой индивидуальности. Второе возвращение в Москву

Страница 2

Высшим воплощением всех поисков скульптора — пластических и нравственно-этических—является его «Моисей» (1932, МРМИИ), принесший Эрьзе наибольший успех. Динамичная композиция, беспокойный ритм пластических масс, остроиндивидуальное решение проработки глаз — все это сообщает скульптуре не только повышенную экспрессию, но и создает образ, исполненный глубокого драматизма, большой патетической силы. «Художник не должен бояться преувеличений, если таким образом он может выразить свою идею более живо», — эти слова Э. Верхарна дают нам возможность лучше понять этот гиперболизированный образ человеческих страстей.

Эрьзя — художник, прежде всего тонкий психолог, передающий в своих произведениях, при полном отсутствии иллюстративности, тончайшие оттенки человеческих чувств. Это такие образы-символы, как «Мужество» (1932, МРМИИ), «Ужас» (1933, МРМИИ), «Горе» (1933, ГРМ), «Отчаяние» (1936, МРМИИ), «Тоска» (1944, МРМИИ) и др. В «Мужестве» заложены два органично объединенных пластических начала: при внешней строгости, собранности скульптура очень динамична. Экспрессия достигается активностью всех средств выражения, включая фактуру материала, нарочито шероховатую, грубую. Скульптор придает ей видимость и осязаемость металла, чтобы подчеркнуть образ человека непреклонной воли. В годы Великой Отечественной войны, находясь далеко от Родины, с чувством особой теплоты создавал С. Д. Эрьзя национальные образы мордвы.

Вспоминая ученические годы, С. Т. Коненков писал: «Уже в ту пору можно было заметить стремление Эрьзи к выражению средствами пластического искусства характерных национальных черт. Он облекал в плоть скульптурных образов душу своего народа. И это в нем пустило настолько глубокие корни, что он, много лет живя на чужбине в Южной Америке, оставался национальным художником». В различные годы скульптором были созданы такие произведения, как «Эрзянка» (1915), «Голова мордовки» (1917), «Портрет матери» скульптора (1940), «Крестьянин-мордвин» (1943), «Портрет отца» (1944) (все — МРМИИ), проникнутые горячей любовью к родному мордовскому народу. Разные по характеру и настроению, они полны жизни и человеческой теплоты, народной мудрости, моральной силы и достоинства. В этих работах наиболее остро выразилась кровная связь скульптора с Родиной, тоска по ней.

Сильнейшая ностальгия выражена и в «Автопортрете» С. Эрьзи (1947, МРМИИ). Это интересное произведение при всей обобщенности является отражением переживаний скульптора, на долгие годы оторванного от родной земли. Ощущение трагизма, безысходности, внутренних противоречий, свойственное многим произведениям С.Д. Эрьзи аргентинского периода, как в зеркале отразившее всю жизнь скульптора на чужбине, исчезает после его возвращения на Родину в 1950 году. Новые образы, новые чувства и настроения занимают творческое воображение Эрьзи.

Его «Казашка» — портрет Шакен Ахметжановой (1955, МРМИИ), «Москвичка» (1953, ГРМ), «Женский портрет» (1957, МРМИИ) и др. отличаются особой просветленностью, внутренней раскрепощенностью, светлым лиризмом. Впервые на лицах его моделей появляется улыбка.

Художник большого таланта и поразительного трудолюбия, Эрьзя без остатка отдал свою жизнь искусству. «Он пропел песнь, достойную своего прекрасного народа. Где бы он ни жил, он был верен своему идеалу. Из-под его резца даже под небом далекой Аргентины рождались образы, овеянные волжским ветром. «Дум высокое стремленье» никогда не покидало этого мастера». Эти прочувствованные слова С. Т. Коненкова звучат как гимн в честь большого художника.

На протяжении всей своей жизни Эрьзя в своем творчестве обращался к образам мордовских людей. В его памяти возникали образы как бы запечатленные еще в детстве, когда он жил на берегу речки Бездны. В различные годы он выполнял такие проникнутые горячей любовью к родному мордовскому народу произведения, как "Эрзянка" (1915, железобетон), "Голова мордовки" (1917, железобетон), "Портрет матери" (1940, урундай), "Крестьянин-мордвин" (1937, кебрачо), "Портрет отца" (1944, кебрачо). Целую галерею образов земляков, людей своей национальности, создает он в скульптурных произведениях. Они проникнуты неподдельной любовью автора к своим героям, пониманием их национального характера.

По памяти в Аргентине выполняет он "Портрет матери" (1940, урундай). Крупным планом дает он черты её лица, вглядываясь в которое чувствуешь её сильный характер. Энергичность, динамизм ей придают как бы распростёртые на ветру волосы. Две большие темы творчества Эрьзи - тема материнства и тема Родины, о которой не переставал думать мастер на чужбине, о которой он тосковал, куда стремилось его сердце, слились в этом произведении воедино. "Россия - моя Родина, Аргентина - родина кебрачо" - писал Степан Эрьзя в одном из писем, адресованных Г.О. Сутееву в Москву из далекой Аргентины. Душа скульптора рвалась на Родину.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация