Европейская культура 19 века

Материалы » Европейская культура Нового времени » Европейская культура 19 века

Страница 4

Одной из наиболее ярких черт искусства романтиков становиться невыразимость. Язык романтиков представляет собой «зашифрованные» иносказания.

Ценность искусства уже видится не в самом произведении, а в процессе его восприятия.

Искусство уже не стремиться ограничить себя конкретными рамками, создать системность, а наоборот, выйти из нее.

В целом романтизм был ориентирован на определенную публику, отличающуюся определенным уровнем интеллектуального развития.

Для романтиков была свойственна идея синтеза искусств, стремление к растворению морфологических границ и рамок.

Наиболее ярко романтизм раскрылся в музыке, хотя достаточно отчетливо он проявился в литературе и музыке. Формирование черт романтической направленности в музыке можно уже обнаружитьу Людвига ван Бетховена. Наиболее яркими романтиками признаны Шуман, Шуберт, Вебер, Мендельсон, Лист, Берлиоз, Брамс, Вагнер.

Эстетика романтизма проявилась прежде всего в идеях:

· свободы человеческой личности;

· самоценности искусства;

· синтеза искусств;

· смещение акцента от композитора-имровизатора на композитора—виртуоза;

· развитие лирического начала;

· психологизм;

· концертность

Наиболее популярным в музыке становиться так называемый «блестящий стиль игры». Произведения, написанные в этом стиле требовали от исполнителей особой технической подготовленности, так как были наполнены «биссерными» пассажами, сложными скачками, аккордовыми последовательностями, свободы рук и т.д. В музыку пришли различные эффекты (особенно после изобретения педалей у ф-но и др.).

В музыке среди романтиков наиболее прославились Бетховен (например, его знаменитые фортепианные сонаты «Аппассионата», «Лунная»), Шуберт («Неоконченная симфония»), Берлиоз («Фантастическая симфония»), Мендельсон («Песни без слов»), Шопен (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, этюды, картины), Лист и др.

Вообще в музыке конца 19 века происходит внутренний раскол эмоционального и рационального начал. Этот процесс хорошо охарактеризовал А.В. Луначарский, назвав эти направления объективно-архитектурным (эпическим) и эмоционально-чувственным (лирическим). Представителем первого направленя можно считать Венсана д`Энди, второй представлен в творчестве позднего Р.Вагнера, Р.Штрауса и Дебюсси. В музыкальной теории этот спор проявился в противостоянии так называемых интеллектуалистов и сензитивистами. Первые требовали от музыки логики, архитектурной ясности, вторые — глубокой эмоциональности и субъективного начала.

В живописи романтизм наиболее ярко проявился во Франции (Теодор Жерико, Э.Делакруа, Г.Доре), в Германии (Ф.Рунге, П.Корнелиус), В Великобритании (Дж.Констебль, У. Тернер), в Испании—Франсиско Хосе де Гойя. Темы извержения, кораблекрушения, шторма, пожара и т.д. Характерен приоритет колорита над рисунком.

Главными представителями романтизма в литературе считают Новалиса, Гофмана, Байрона, Гюго, Э.По).

Ярким проявлением романтических проявлений в живописи в к. 19 в. становится новые направления: импрессионизм и символизм. Представителями импрессионизма в живописи являются Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, среди скульпторов—Роден. Постимпрессионистами принято считать Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога.

Неприятие академической школы способствовало рождению в Англиитакого художественного направления в 19 веке как прерафаэлиты. Представители – Россетти, Уильям хант, Джон Миллэ. Они писали несмешиваемыми красками на грунтовой основе, что делало их картины особенно яркими.

Романтизм пробудил в европейском сознании интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего народа. Художники-романтики черпали свои темы из средневековья, Востока и современности. Тогда же вспыхнул интерес к христианству и готике. Романтики уравнивают высокое и низменное, обыденное и необыденное. Для картин этого направления характерно стремительность движения, драматизм сюжета, накал страстей, присутствие отношения автора.

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре 19 века являлся реализм. В реализме воплощается стремление отразить в искусстве жизнь такой, какая она есть, без приукрашивания и искажений. Именно в 19 веке реализм становиться самостоятельным направлением, целостной системой воззрений на мир. Главная черта реалистической картины мира—стремление к типизации, обобщениям, соотношение личностного и общественного начал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Великобритания
До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910–1920-х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик-холлов, например датчанки Аделины Жене (1878–1970). Своим ...

Новгородское зодчество XIV—XV веков
С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходят весьма важные для его дальнейшего развития процессы. Меняются материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом фо ...

Немецкое возрождение
На рубеже XIV- XV веков Германия была раздроблена, что содействовало живучести феодальных устоев. На примере творчества многих художников можно проследить, как формировалось Возрождение в Германии. Понимание пространства, золотой фон, вып ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация