Европейская культура 19 века

Материалы » Европейская культура Нового времени » Европейская культура 19 века

Страница 2

Кризисность жизни и трагедия романтика в том, что это человек другого мироощущения, но живучего в мире, созданном просвещением.

У просветителя в качестве аналога профанно-сакрального выступает оппозиция света и тьмы, а у романтика – прозаического и поэтического. Романтизм в некотором смысле близок к Ренессансу.

Особое место в романтизма занимает тема любви.

Главной чертой культуры 19 века становится состояние культурной пестроты и неопределенности, которая оценивается большинством мыслителей как кризис культуры.

19 век начал процесс активной секуляризации жизни, т.е. освобождения от власти религии и церкви. Ведущую роль в этом играло развитие науки, так как научное мировоззрение в те времена многим представлялось несовместимым с религиозным. В 19 веке начался систематический критический анализ религиозных идей и учений. В частности, в Германии сформировалась так называемая «мифологическая школа», сторонники которой считали библейские, кораничские и т.п. рассказы только мифами, вымыслами.

19 век — это время бурного развития археологии, что очень стимулировала интерес к истории. Во второй половине 19 века формируется «библейская археология», занимающаяся раскопками в библейских местах. Открытия в данном направлении имели двойственное влияние на религиозные взгляды. Так, например, открытие Джоном Смитом глиняных табличек из Месопотамии с описанием всемирного потопа (в эпосе о Гильгамеше) подрывало значение Библии как уникальной и богодухновенной книги, ибо соответствующий рассказ оказался заимствованным из более древней литературе. В других случаях раскопки подтверждали правильность информации, имеющейся в Библии -- о древних городах и войнах.

Научные открытия породили особое умонастроение: сциентизм, т.е. веру в неограниченные возможности человеческого разума и науки, в то, что с помощью науки удастся решить все социальные проблемы.

Установление связи науки с потребностями жизни и практики, теоретическое осмысление производственных процессов, а также установление тесной взаимосвязи науки и техники способствовали тенденциям превращения науки не только в самостоятельное культурное явление, но главное в производительную силу общества, в фактор культурного развития. Идеи, в том числе и научные начинают рассматриваться как честная собственность. По этой причине развитие науки в европейской культуре мало отличалось от развития капиталистического товарного производства. Решая проблемы научения и обучения в эпоху своего формирования, наука накопила главный капитал — знания, которые можно было употреблять безотносительно к индивидуальности, к нравственности, к национальным, возрастным, половым различиям. Знания (главными среди которых в ХХ веке станет — информация) становятся символом культуры: у кого есть знания, у того есть богатство и власть. Захватывая колонии колонизаторы воздвигали монумент своей власти прежде всего на том, что обладали новым, более развитым знанием. В тоже время, европейцы вывозили из колоний сведения о культурных различиях народов. Усвоенные и переработанные, эти сведения обеспечили универсализм европейской культуре, позволявшей ей вступать в диалог с любой культурой мира. Диалог, в котором последнее слово все же оставалось за Европой.

Значительные изменения затронули и представления об обществе и государственности. В развитие учения о государстве и праве большой вклад внесли представитель немецкой классической философии — Кант, Фихте, Гегель. Оригинальная концепция государства и права была разработана Марксом и Энгельсом, по учению которых государство есть аппарат насилия, орудие господства большинства над меньшинством; а после победы социалистической революции и по мере приближения к коммунистическому обществу государство должно отмереть.

Во второй половине века в развитии западноевропейской политико-юридической мысли можно выделить в качестве основных течений либерализм (английский, французский и немецкий), социалистические и позитивистские учения.

Поэтому следующей отличительной чертой культуры 19 века стало то, что теоретическим основанием динамики как всей культуры в целом, так художественной культуры в частности стал небывалый расцвет философии, небывалых успехов в которой достигла именно немецкая классическая философия. Ее родоначальником считается И.Кант, Иоган Готлиб Фихте, считавший философия предвестником возникновения такого явления в культуре как романтизм. Титаном немецкой классической философии стал Георг Вильгельм Фридрих Гегель, создатель систематической теории диалектики, основанной на принципах объективного идеализма. Согласно Гегелю культура представляет собой реализацию абсолютного духа — мирового разума, который в разное время и в разных формах проявляет себя и тем самым делает себя доступным познанию человека. Сменяющие типы культур, от античной до современной, суть разной фазы такого воплощения. В культуре, природе и обществе царят одни и те же объективные законы:отрицание отрицания, переход количества в качество, единство и борьба противоположностей. Противоречие, внутренний источник развития, представляется в виде триады: тезис (исходный момент), антитезис (отрицание, переход в противоположность), синтез (отрицание отрицания). Таким способом развивается природа, наше мышление и общество.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура,искусство
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы. В развалинах ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) в Ниневии ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч ...

Искусство средневековой Руси
Ущерб, который был нанесен отечественному искусству монголо-татарским нашествием, был колоссальным. Следует отметить, что возрождение через полвека каменное строительство на Руси в основном сосредотачивалось в двух районах. Это северо-за ...

Ислам и искусство
Возникнув в условиях фольклорной становящейся культуры араб­ских племен, в условиях сложной социальной борьбы, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех му­с ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация