Европейская культура 19 века

Материалы » Европейская культура Нового времени » Европейская культура 19 века

Страница 3

Идеалистическая философия Гегеля в середине столетия нашла наиболее полное воплощение в материалистической философии Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые утверждали, что первичной является бытие, а вторичным — знание. Движущей силой в общественном развитии является классовая борьба.

В противовес философии Маркса и Гегеля сформировалось несколько учений, философских школ и направлений, в том числе позитивизм, родоначальником которого выступил Огюст Конт и философия жизни, родоначальником которой считается Фридрих Ницше.

Позитивизм (от латинского положительный) — учение, согласно которому подлинным знанием может быть только импирическое, основанное на опыте и точном описании фактов.

В философии жизни основным понятием выступает понятие жизни, рассматриваемая как некая интуитивно постигаемая целостность и творческое, вечно текущее начало бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как

· Естественное начало в противоположность механическому;

· Как космическая сила, «жизненный порыв»;

· Как источник неповторимых образов культуры, которая противопоставляется механической цивилизации.

Значительные изменения произошли в социальной стороне художественной культуры: искусство все больше становилось предназначенным для самых широких слоев общества. Коммерционализация искусства развивало и его популяризацию. Все большее значение получают публичные выставки и концерты, развиваются зрелищные виды искусства.

Художественное своеобразие культуры 19 века составляли три главных стиля — классицизм (неоклассицизм и ампир), романтизм и реализм. Только в конце столетия зарождаются новые направления, определившие облик европейской культуры уже в ХХ веке.

Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем художественное движение, развернувшееся в Европе в к. 18—н. 19 столетия. До 18 века термин как эпитет «романтический» указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках (т.е. на языках классической древности). Это были романсы, а также романы и поэмы о рыцарях. В к. 18 века термин начинает употребляться шире: как авантюрное, занимательное, старинное, самобытное, далекое, наивное, фантастическое, духовно-возвышенное, призрачное и даже пугающее. В качестве литературного термина это слово впервые появилось у Новалиса, а в качестве музыкального — у Эрнеста Теодора Амадея Гофмана.

Романтизм как течение художественной практики и теории вовлек в свою орбиту разные виды искусства и состоялся в разных странах. Например, в Германии романтизм представлен деятельностью представителей так называемой иенской школы, среди которых можно назвать: Виольгельма Генриха Вакенродера, Людвига Тика, Теодора Амадея Гофмана; во Франции — Виктора Гюго, Альфреда де Мюссе; в Англии Джордж Гордон Байрон и т.д.

Возникновение романтизма связывается с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах, а так же с реакцией на углубление на углубление острых противоречий цивилизации. Романтики резко дистанцировались от современного им экономического и социального порядка, считая его недостойным человеческой личности. Протест вызывали как способы производства, формировавшего «частичного» человека, лишившие его целостности и универсальности, так и усредненно-трезвый, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущий к искажению природы человека. В творчестве романтиков можно обнаружить конфликт между художником-энтузиастом и бюргером, серой повседневностью и возвышенными идеалами, «котелком приказчика на голове пророка». Главным основанием романтичности культуры является увлеченность идеей защиты универсальности человеческой личности.

Романтики настаивали на том, что главный смысл искусства состоит в воспроизведении глубин человеческого духа высоких и непостижимых. Сама объективность состоит из масок, она обманчива и многопланова, поэтому она не может быть только исходным материалом для художника. Поэтому основной акцент художественного творчества романтики видят не в действительности, а в переживаниях самого художника. Через искусство человек пытается найти смысл, свое место в жизни через эзотерику, мистицизм, пытаясь расширить самостоятельно свое сознание. Проникновение в то, что лежит за явлением не может быть выражено в устойчивой художественной форме. Отсюда—одна из характерных черт романтизма — анархия формы и смещение жанровых границ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

Эстетический идеал красоты
Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в.— это и величественность осанки, и галантное обращение ...

Отделка помещений бельэтажа архитектором К.И. Росси
В 1817году К.И. Росси было поручено заново отделать дворец к свадьбе великого князя Николая Павловича и прусской принцессы Шарлотты, нареченной Александрой Федоровной. Хотя капитальных переделок во дворце он не производил, все возобновлен ...

Этика речевого общения
Культура речи оказывает определенное влияние на этику общения. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретны ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация