Изобразительное искусство Сибири

Материалы » Изобразительное искусство Сибири

В Горном Алтае еще в дореволюционное время начали работать Курзин, Гуляев, Никулин. Здесь несколько лет живут супруги Шульпиновы. Педагогическую деятельность в с. Чемале начал Борисов.

В селе Чемал в 1918 году было организовано землячество (коммуна художников), просуществовавшее несколько месяцев. В него входили барнаульцы М. И. Курзин, В. В. Карев, И. Д. Чашников, В. Н. Гуляев, М. И. Трусов (Чебдар). Живут в эти годы в Горном Алтае А. Э. Мако, Н. С. Шульпинов и приехавшие сюда из центра Е. Ланге, А. Н. Борисов.

Сибирскую интеллигенцию еще в дореволюционное время занимали проблемы быта и творчества разных народов Сибири. Возникал вопрос о художественной значимости произведений народного прикладного искусства. В 1920-х годах художников-профессионалов все больше привлекает народное творчество, а также идут споры о "сибирском искусстве", об искусстве "примитивов", об особенностях искусства дацанов в Бурятии, о традициях русского старообрядческого и алтайского национального искусства. Об этом говорили поиски студии Копылова в Иркутске, эксперименты некоторых барнаульских и омских художников.

Подъем культурной жизни становится более ощутимым после гражданской воины. Уже 20-е годы вызвали разительные перемены в бывшей окраине царской России. На советском Алтае создаются условия для развития национальной экономики, культуры. Введение алтайской письменности, строительство школ, библиотек, ломка вековых отсталых традиций меняют облик Алтая.

Работал здесь Гуркин, пробует перо молодой П. Кучияк, собиратель алтайских сказок и легенд, вырастает в своеобразного художника Н. Чевалков. У интеллигенции ширятся связи не только с Барнаулом, но и с Москвой. С перемещением художественного центра в Новосибирск перестают ощущаться томско-алтайские дореволюционные связи. Гуркин и начавший свою деятельность молодой Чевалков - оба тяготеют к Новосибирску.

Связи с художественной средой Сибири поддерживаются и через непосредственное общение с художниками Новосибирска, и через участие в выставках, и через ряд других начинаний. Гуркин был избран членом редколлегии ряда журналов Новосибирска, Чевалков иллюстрировал журналы "Настоящее", "Охотник и пушник Сибири". В сибирских журналах начинают печататься П.В. Кучияк и А.Л. Коптелов.

Важную роль в становлении алтайского профессионального искусства сыграло открытие художественной школы, о которой давно мечтали лучшие представители алтайского народа. Школа имела педагогический уклон и готовила учителей рисования (1931-1941). Преподавание в ней начинали Г. И. Гуркин и Н.И. Чевалков. Первым директором школы был И.П. Липовцев, затем А.А. Лупинов. С 1938 года директором школы и ведущим преподавателем становится В.Р. Волков. У него получили первое художественное образование будущие художники, члены СХ СССР Н. П. Иванов и С. И. Чернов.

Художники Горного Алтая принимали участие на открывшейся в Москве в 1926 году выставке "Жизнь и быт народов СССР", где вызвали интерес ахрровцев. Гуркин и Никулин привлекли внимание московских критиков также на другой вскоре открывшейся выставке, организованной Обществом по изучению Сибири, Урала и Дальнего Востока.

Значительно слабее была художественная жизнь в других городах Алтайского края.

В Бийске с 1918 года по 1921 год работала студия, в которой занятия вели известный в Сибири художник А. Э. Мако, ученик Г. И. Гуркина Д. И. Кузнецов и художница В. Л. Сепгалевнч. К чтению лекций здесь привлекались художники из Барнаула М. И. Курзин, А. О. Никулин, М. И. Авилов. В 1918 году в Бийске была организована выставка с участием А. О. Никулина, М. И. Курзина, Д. И. Кузнецова, В. А. Сенгалевич. Устраивались здесь и отчетные выставки студийцев. Несколько позже, когда художественную жизнь Барнаула возглавил А. П. Борисов, по его инициативе в здании Бийского краеведческого музея была организована передвижная выставка живописных работ барнаульских художников.

В Колывани, некогда знаменитом центре камнерезной промышленности Сибири, и в Змеиногорске в первые годы Советской власти возникли художественные студии, но просуществовали они недолго.

Наиболее результативными оказались культурные начинания в городе Камне. Здесь художественную жизнь возглавил К.М. Чукалов.

После окончания Казанской художественной школы он ведет изобразительное искусство в школах Камня, а затем организует студию. Под его непосредственным руководством приобщались к изобразительному искусству в 1920-х годах П.М. Михайлов, переехавший потом в Москву и там закончивший художественное образование, В.Е. Кайдалов, ставший позже народным художником Узбекской CСP и живущий ныне в Ташкенте, М.И. Карраск, Н.Н. Чебаков и другие. В 1920-1930-е годы в Каменской изостудии под руководством Чукалова учились И. В. и В. В. Титковы, закончившие потом Омский художественно-промышленный техникум и успешно работавшие в Новосибирске.

Еще при жизни Чукалова в Камне начала собираться картинная галерея при местном краеведческом музее. Сейчас она пополнена за счет работ бывших учеников изостудии, работ самого Чукалова и подарков некоторых московских художников - Г. Г. Нисского, Я. Т. Ромаса, М. В. Мыслиной, А. Д. Щекалиной, Н. Н. Чебакова и других.

Таким образом, можно увидеть, что творческий потенциал Горного Алтая огромен.

Цель данной работы – рассмотреть картин и творчество Г.Ф.Борунова.

Статьи по теме

Зодчество
В зодчестве середины XVII века официальная торжественность не переходит в аскетическую суровость. Напротив, все возводимые сооружения поражают обилием декора резных наличников, тяг, пучков колонок, поливных изразцов, яркой раскраской. Но ...

Зрелый период творчества Леонардо да Винчи
Несмотря на то, что Леонардо отправился в Милан в надежде на карьеру инженера, первым заказом, который он получил в 1483, было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия – « Мадонна в гроте» (Лувр; атрибуция кисти ...

Образование, просвещение и наука русского зарубежья
Русские эмигранты послереволюционной попы делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих европейских странах были созданы русские школы и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация