Тематическая картина

Материалы » Изобразительное искусство Сибири » Тематическая картина

Художник Г. Ф. Борунов принадлежит к тем натурам, которые, раз избрав любимую тему, остаются верны ей десятилетиями. С первых же шагов в поисках творческой темы определился выбор: он стал работать над тематической картиной. Первой работой этого цикла была его дипломная композиция Хозяева земли. Ведущий мотив его творчества - земля и люди - был найден. И не случайно автор считает картину до сих пор своей программной вещью.

На фоне жнивья и озерца, в котором играют вечерние лучи солнца, около трактора стоят, вглядываясь вдаль, два тракториста. Позы их просты и безыскусственны. В героях ощущается большая внутренняя сила, слитность с землей. К сожалению, значимость этого произведения снижает некоторая внешняя огрубленность типажа

Живя среди знакомой с детства природы, являясь свидетелем подъема целины, художник создает целую серию произведений из жизни сельских тружеников. К этому времени окончательно определяется творческий метод художника. Живое, непосредственное общение с натурой лежит в его основе. Героя своих произведений ищет в повседневности, а труд им всегда мыслится как основа бытия.

И поэтому картины Г.Ф. Борунова привлекают не формальными эффектами, а верностью правде жизни. И в этом отношении алтайский художник близок стилю, который получил название "сурового" Само обращение к обычному, внешне не примечательному явилось в определенной мере реакцией на "парадное" искусство 40-50-х годов, против которого и развернул свое наступление "суровый стиль".

Сюжет картины Г. Ф. Борунова "Мои земляки" (1964) на первый взгляд кажется довольно обыденным. Среди светлой порыжелой стерни, занимая всю плоскость холста, изображена как единый монолит группа хлеборобов. В позах целинников есть демонстративность, статичность. За всем этим угадывается большая сдержанная сила. Автор не скрывает, что его герои от самой земли: руки их огрубели от труда, лица загорели, волосы и одежда выцвели.

В этом сказывается отношение автора к изображаемым людям, его сочувствие и глубокое уважение к труженикам села, знание их нелегкой жизни. Здесь все конкретно, осязаемо, зримо. Здесь голос самой земли, а не ее эхо. И то, что в заурядном художник сумел увидеть и запечатлеть значительное и непреходящее, составляет силу его творческого метода.

Автор, желая акцентировать внимание на внутренней значительности образов героев, подчеркивает их физическую силу через "кованность", нарочитую огрубленность формы. Такое смешение смыслового и пластического начал несколько обедняет содержание живописного произведения.

Картина Мои земляки представила молодого художника на Зональной выставке "Сибирь социалистическая" в Новосибирске (1964). Успешное выступление на одной из крупнейших выставок Сибири, а в 1965 году на выставке "Советская Россия" сделало имя художника известным за пределами Алтая. Он становится членом Союза художников, активно включается в творческую жизнь края. С этих пор Геннадий Федорович Борунов - участник всех краевых, зональных и ряда других выставок.

Следующей вехой в разработке художником темы земля и люди стало полотно Земля родная (1967). Замысел картины возник на ассоциативных началах.

"Мне мыслилось, - говорит автор, - связать воедино людей, которые эту землю, обагренную кровью в годы Отечественной войны, защитили, и младшее поколение, которое идет на смену. Хотелось показать их вместе на этой земле, где они родились и где сейчас трудятся".

Композиционно полотно строится по вертикали. Почти во всю плоскость холста изображены две фигуры на фоне вспаханной земли. И высокий горизонт, и крупноплановость фигур, и отсутствие каких бы то ни было аксессуаров придают особую весомость изображаемому. Колорит картины, горячечный и напряженный, усиливает идейную значимость и гармонирует с общим эмоциональным настроем произведения. Достоинства картины снижают некоторые просчеты в рисунке.

Одновременно с большими тематическими картинами автор создает ряд живописных произведений, решающих подчас те же задачи, но являющихся или ответвлением от этой основной темы или этюдным материалом. Что же касается развития лейтмотива творчества художника, то необходимо назвать такие работы, как Три поколения, Отец, Хлебороб, Битва за хлеб. В них на более частных примерах, работая над любимой темой. Борунов создает и обобщенный образ труженика сибирских по лей (Хлебороб), и своеобразный семейный портрет (Три поколения), и затрагивает тему отцовства (Отец). Ему удается также показать накал трудовых усилий, который свойствен страдной поре (Битва за хлеб).

Статьи по теме

Архитектура
В 1890—1900 г.г. в русской архитектуре появляются новые течения — модерн и неоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основны ...

Особенности культурной ситуации рубежа веков
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ц ...

Советская культура
Сегодня в советской культуре утвердилось два подхода. Первый объявляет всю советскую культуру люмпенско - маргинальной, не представляющий никакого интереса, второй – это объемный конкретно-исторический подход. Советская культура уничтожи ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация