Портретное творчество

Материалы » Изобразительное искусство Сибири » Портретное творчество

Страница 1

Не пренебрегает художник и портретом. Некоторые из, них являются своеобразным этюдным материалом к картинам Хозяева земли, Мои земляки. Это Кольцов М. Г., Сеятель (Луночкин Анатолий), Ветеран.

Другие же полотна, перерастая рамки этюдов, являются самостоятельными произведениями портретного жанра. В качестве натуры для портрета художника также привлекают люди деятельные, энергичные, цельные. Такими предстают с его портретов Матрена Скворцова, простая русская женщина, строгая и добрая одновременно, волевой и напористый, решенный композиционно почти монументально председатель колхоза (Кольцов М. Г.).

Портретируемые обычно изображены среди близкой им обстановки. Композиция при всей своей фрагментности монументальна. Живописная техника - это чаще всего корпусное письмо, пастозный мазок, которые куют форму. Автор любит "поджаренную" гамму цвета.

О крепнущем мастерстве художника, поисках эмоциональной выразительности образов говорит Портрет сибирского богатыря Нестора Козина (1969), участника Великой Отечественной войны, Героя Советского Союза, служившего в сибирской гвардейской дивизии, кавалера многих орденов, человека огромной силы воли и мужества. Талантливого военачальника Нестора Козина соратники по оружию называли сибирским богатырем. Эта значительность человеческой личности стала главной в поисках образного решения.

Портретируемый представлен сидящим у стола в характерной для него позе. Фигура занимает собой все полотно, а снизу чуть выходит за рамки. Конкретность поставленной задачи повлекла за собой конкретность окружения: фоном стала черная грифельная доска с записями событий из летописи военных лет. Нестор Козин - весь собранность, волевой напор. Плотная корпусная живопись, напряженное звучание синего цвета взгляд портретируемого прямо на зрителя, монументальность композиции-все это усиливает значительность образа.

В последней работе художник вернулся к своему любимому герою, прототипом которого стал Михаил Григорьевич Кольцов. Это четырехфигурная композиция, своеобразный групповой портрет, центром которого является М. Г. Кольцов. Художник удачно передает впечатление внутреннего накала беседы. Хлеборобы только что советовались, собравшись прямо на поле. Еще миг - и улетит на свой участок мотоциклист, справа, помчится другой мотоциклист, что в красной майке, весь собранный и напрягшийся за рулем. Продолжит работу хлебороб, слушавший разговор трех. Пойдет дальше по току председатель, вобравший в себя заботы всех. Это переходное состояние удачно передано автором.

Картина подкупает теплотой: в ней легко прослеживаются симпатии самого художника, его влюбленность в земляков, умеющих честно трудиться и стойко встречать тяготы. Художник, отходя от монохромности и "поджаренных" цветов, ищет полифонию, усложняет цвет.

В творчестве художника с конца 60-х годов появляется новая тема - историко-революционная. Первым произведением такого жанра стала картина Г. Ф. Борунова Сыны России (1967), в которой автор обращается к теме "Ленин и народ". Автор впервые прибегает к многофигурной композиции. События времен гражданской войны легли в основу следующего произведения (Дзержинский с чекистами).

Обратился художник и к более далеким пластам прошлого Алтая. Первой пробой в этой области стала картина И. И Ползунов. Чувство исторической эпохи, удачно найденный образ самого героя, холодный колорит лунного света говорят о возросшем интересе художника к пластичности образа, к поискам цвета.

Не растеряться в этой разноголосице художникам-барнаульцам помогла практическая работа. Так было по всей стране, но в Барнауле, еще недавно тихой провинции, плодотворность усилий связать искусство с жизнью выступает особенно очевидно.

Сюда удивительно быстро дошли и были единодушно подхвачены местными художниками идеи монументальной пропаганды. В Барнауле скульптор С. Р. Надольский осуществляет ряд работ, которые становятся первыми воплощениями Ленинского плана монументальной пропаганды в Сибири.

Выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества Н. А. Янова-Надольская работала в Барнауле в жанре портрета и натюрморта. Лучшей ее работой этого периода является живописный "Портрет дочери".

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Стиль модерн. Его смысловые источники и основные принципы, формы образования.
Возникший стиль "модерн" стал переходным течением от модернизма к авангарду. (Х. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России и др.). Наибольшее распространение ...

Художники-иллюстраторы 40-х годов XIX в
Широкое распространение иллюстрации в 40-е годы было тесно связано с важными процессами, происходившими в русской культуре того времени, и прежде всего с ее демократизацией. Появилась новая книга, предназначенная для нового читателя. Дело ...

Наука
Если в искусстве Возрождения всеобщим идеалом и естественным критерием стала чувственная телесность, то в науке эта роль отво­дилась рациональной индивидуальности. Не индивидуальное знание или мнение, а достоверность самой индивидуальност ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация