Культура России во второй половине ХIХ века

Материалы » Культура России во второй половине ХIХ века

Страница 1

Покоится. Как пишет Бердяев, русские писатели были «полны жутких предчувствий надвигающейся катастрофы».

Эти предчувствия оказались возможными потому, что русские писатели XIX в. всегда искали, по словам Бердяева, не столько со­вершенных продуктов творчества, сколько совершенной правды жизни и совершенной жизни. Отсюда - реализм русской литерату­ры XIX в. Это был реализм в смысле раскрытия глубины и правды жизни. Особенность такого реализма состояла в том, что в методо­логических приемах достижения этой правды некоторые писатели, например Гоголь, использовали романтические приемы, а другие, например Толстой — классические. Литература для них была сред­ством осуществления совершенной жизни и Потому в своем творче­стве они выходили за пределы литературы, за пределы искусства. Эта великая писательская жертва — пожертвовать своим творчест­вом во имя творчества жизни и ее совершенствования и совершен­ства — сделали эту великую литературу по особому социально взволнованной.

О Пушкине писать очень трудно, потому что Это наше — Все, это великий Дар, завешанный нам Историей, Природой и Богом. Пушкину благодаря его уникальной гениальности удалось то, что не удалось ни одному гению XIX в. — совместить несовместимое. Бердяев пишет: " В Пушкине как будто на одно мгновение соедини­лось то, что было у нас всегда разъединено — идеология империи и идеология интеллигенции».

И вместе с тем, как и другие гении XIX в. (Лермонтов, Гоголь, Достоевский, К. Леонтьев), Пушкин предвидел возможность «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

В.В. Розанова (1856—1919) волновало ощущение того, что в 60-е годы XIX в. в России заглохла любовь к Пушкину. И он писал, что ущерба Пушкину это забвение не принесло. Просто эпоха стала "беднее на Пушкина». А Пушкин во всей своей красе вернулся по­том. Празднование столетия со дня рождения поэта в 1899 г. это показало. Оно показало многогранность поэта, отметил Розанов, поэта, гению которого не свойственна «одной лишь думы власть». Попробуйте жить Гоголем, писал Розанов, попробуйте жить Лер­монтовым, и вы будете задушены их монотеизмом. В этом не было попытки принизить дар Гоголя или Лермонтова. Напротив, Розанов всю жизнь писал о Гоголе, а дар Лермонтова ставил даже выше пушкинского.

И тем не менее Розанову всю жизнь было присуще ощущение необходимости «возврата к Пушкину». «К Пушкину, господа! — к Пушкину снова». Желание возврата к Пушкину он выразил следующими словами: «Хочется, чтобы он вошел другом в каждую рус­скую семью, стал дядькою — сказочником для русских детей, благо­родным другом — джентльменом молодых матерей, собеседником старцев. Все это возможно. Для каждого возраста Пушкин имеет у себя нечто соответствующее .

Писатель русского зарубежья В. Максимов, уже в наше время характеризуя русскую литературу XIX в., писал, что этому особому социокультурному феномену отечественной и мировой культуры было суждено сыграть специфическую роль: в условиях авторита­ризма русская литература XIX в. была и цд­вокатской конторой, и летописью всего интеллектуального XIX в.

Но особый ее дар — дар немыслимого предвидения — был за­мечен и описан Бердяевым во многих его работах.

Указав на предвидение возможности «русского бунта» Пушки­ным. Бердяев продолжает: «Но наиболее потрясающее впечатление производит стихотворение Лермонтова «Предсказание», которое звучит уже совсем профетически»:

Настанет год — России черный год —

Когда царей корона упадет.

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать;

И станет глад сей бедный край терзать,

И зарево окрасит волны рек; —

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь и поймешь.

Зачем в руке его булатный нож.

И горе для тебя! Твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом.

В условиях знания правды того, что случилось с Россией 80— 100 лет спустя после того как были написаны эти строки, становит­ся жутко уже от вопроса: как и Кем было дано этому юному рус­скому чудо-гению предвидеть так точно и отчетливо, что случится с его Родиной уже на нашем веку: бесчеловечная революция — «России черный год*, ужасы ГУЛАГа, гибель миллионов, раскре­стьянивание, одичание сел и душ.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Русская христианская культура
Время княгини Ольги было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, чересполосный княжеский домен от окрестностей Киева до впадающей в Балтийское море Луги ...

Убранства дворцов
Если на сложение традиций придворного искусства первой половины ХVII века оказывают значительное влияние работы западноевропейских, особенно немецких масте­ров, привозимые в виде даров либо создаваемые непосредственно в Москве, то в искус ...

Эдгар Дега
Дега является одним из классиков импрессионизма. Если сводить искусство импрессионизма в первую очередь к обязательности работы непосредственно с натуры, к передаче освещения, к связанным со всем этим изменениям палитры, то Дега, с его от ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация