Культура России во второй половине ХIХ века

Материалы » Культура России во второй половине ХIХ века

Страница 2

Другой русский поэт и мыслитель А. Хомяков (1804— 1860) об­ращается к потомкам с призывом к покаянию, призывом, не услы­шанном до сих пор:

За все, за всякие страданья,

За всякий попранный закон,

За темные отцов деянья,

За темный грех своих времен

За все беды родного края, —

Пред Богом благости и сил,

Молитесь, плача и рыдая,

Чтоб Он простил, чтоб Он простилерковью, и школой, и а!

Предвиденья русской культуры ошеломляют, но еще удивитель­нее тот факт, что в творчестве лучших своих писателей эта культура вскрывает причины настоящего и будущего неизбежного зла рус­ской жизни.

Особенно это проявляется в творчестве Н.В. Гоголя. Бердяев пи­сал, что у Гоголя было совершенно исключительное по силе чувст­во зла, но «жуткости гоголевского художества» школа русских кри­тиков-демократов не увидела и не могла увидеть, будучи сориенти­рованной в духе рационалистического просвещения. И именно от этих критиков получила уровень интерпретации гоголевского твор­чества советская школа. А ведь каждое гениальное произведение русской литературы XIX в. — это айсберг с подтекстом большой глубины, и современные поколения школьников и студентов, жи­вущих в обществе, ориентирующемся на демократию, свободу слова и мысли, на правовое государство, достойны иметь представление о более глубоких уровнях интерпретации произведений Гоголя, Дос­тоевского, Толстого, данных такими русскими мыслителями, как Розанов или Бердяев.

Бердяев пишет: «Гоголю не дано было увидеть образов добра и художественно передать их. В этом была его трагедия. И он сам испугался своего исключительного видения образов зла и уродства. Но то, что было его духовным калечеством, то породило и всю ост­роту его художественного зла». Бердяев ставит вопрос о пересмотре прежних взглядов на Гоголя, как на реалиста и сатирика . Бердяеву представлялось чудовищным, как можно 6ыло, увидеть реализм в *Мертвых душах*, произведении «невероятном и небывалом» Он подчеркивал, что творчество Гоголя не имеет обязательной и не-разрывной связи с крепостным бытом, а «Ревизор*- с дореволюционным чиновничеством. И после революции Россия, отмечает мыслитель, полна мертвыми душами и ревизорами, и гоголевские образы не умерли, не отошли в прошлое, как образы Тургенева или Гончарова. «Изложение бытия правит революцией», - писал Бердяев.

Все призрачно. Призрачны все партии, призрачны все власти, призрачны все герои революции. Нигде нельзя нащупать твердого бытия, нигде нельзя увидеть ясного человеческого лика. Эта призрачность, эта неонтологичность родилась от лживости. Гоголь раскрыл ее в русской стихии.

Другой великий классик русской литературы ХIХ в Ф.М. Достоевский поставил проблему о цене истории, и недопустимости жертв и страданий которыми покупается создание государства. Вот почему Достоевский так был неугоден тоталитаризму. Просто он предвидел, как все будет, если победит социализм. Устами своих героев Достоевский осудил позитивные теории прогресса и социалистические утопии. Будущее и самое совершенное общество ни­чего не стоит перед слезами и несчастиями самих последних из живущих сегодня людей.

Как и другим русским творцам, Достоевскому также присущ профетизм. «Достоевский раскрыл, - писал Бердяев, - что приро­да русского человека является благоприятной почвой для антихри­стовых соблазнов: и это было настоящим открытием, которое и сделало Достоевского провидцем и пророком русской революции».

XIX век — «золотой век русской культуры» — уникален и многоаспектен. Русская цивилизация XIX в. успешно преодолевала разрыв между отечественными и европейскими традициями, сохраняя при этом свою самобытность. Отечественные ученые внесли серьезный вклад в мировой научно-технический прогресс и стали известными за рубежом.

Это было время нравственно-философских поисков свободы и спра­ведливости. Сословно-дворянская культура постепенно утрачивала свои монопольные позиции; на авансцену в России вышел новым обществен­ный слой — интеллигенция и сложилась уникальная оппозиционная куль­тура протеста И инакомыслия. Важной идеей, которую исповедовала революционная интеллигенция, была идея самопожертвования во имя народа - вплоть до принятия за него мученической смерти. Революционная идеология оказалась привлекательной для русского народа, и ХIХ век оставил ее в наследство веку XX.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Философия Эпикура
Обращена к человеку была и философия Эпикура (341–270). В 307 году в Афинах он основал школу в одной из рощ, назвав ее «Садом». На воротах красовалась надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо – наслаждение». Снова, ...

Литература и музыка в Таиланде
Не меньший интерес представляет собой классическая тайская литература, в которой, как и в архитектурном наследии, выделяется религиозная тема. Множество произведений, заимствованных главным образом из Индии и других восточных стран, были ...

Постмодернизм в кино
Постмодернизм проникает в кинематограф позднее, чем в другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х гг. На 80-е гг. приходится расцвет постмодернизма в кино, после чего наступает определенный спад. Немецкий режиссер Райнер ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация