Характеристика эпохи Высокого Ренессанса

Культура периода Ренессанса » Характеристика эпохи Высокого Ренессанса

Страница 2

Экономические и социальные изменения повлекли за собой изменения и в сфере политической. К концу XV столетия среди множества самостоятельных областей Италии выдвинулись четыре наиболее сильных государства, по существу определявших политическое положение страны. Это Флоренция, Венеция, Милан и Папская область. Стремления расширить свое влияние и богатство толкали правителей на территориальные захваты. Междоусобные войны не прекращались, так как каждое из итальянских государств в своей политике в той или иной мере использовало противоречия между своими соперниками.

Абсолютизация власти и ее растущая амбициозность нуждались в общественной поддержке, теоретическом обосновании и поэтическом оправдании. Инструментом создания благоприятного общественного мнения современников и завоевания благосклонности потомков стали литература, закреплявшая в панегириках славное правление, пышные многодневные зрелища, архитектура, являвшая в камне идеальный образ богатства и преуспевания, пластические искусства, запечатлевшие в портретах облик правителя, славу и величие его рода. Так, например, миф о «золотом веке» правления Медичи, прославлявший, в первую очередь, Лоренцо Великолепного, неоднократно использовался представителями рода для утверждения их права на власть.

Первые десятилетия XVI века, явившиеся периодом итальянских войн – опустошительных походов иноземных завоевателей (Испания, Франция), завершились к середине столетия почти полным захватом Апеннинского полуострова. Но именно в этот период смертельной опасности раскрылись еще неисчерпанные возможности ренессансной Италии. Борьба за прогрессивные иде­алы Возрождения достигла своего высшего напряжения. Угроза порабощения страны имела своим результатом бурный рост национального патриотизма. Несмотря на затяжной экономический и политический кризис страны дух республиканизма, свойственный Италии, не угасал. И огромный общественный подъем составлял одно из главных слагаемых активного исторического фона, во многом повлиявший на развитие искусства Высокого Возрождения, которое, по выражению Е. Ротенберга, «в первую очередь, являлось художественным выражением исторической действительности самой Италии, но, как высшее воплощение культуры своего времени, оно было выражением исторической действительности и в более широком, мировом охвате» [3].

Мастера XVI столетия дали пример художника нового типа — активной творческой личности, свободной от прежних мелочных цеховых ограничений, наделенной полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это люди огромных знаний, владеющие всеми завоеваниями культуры.

Совокупность сложных условий данного исторического периода оказала свое воздействие на формирование основ итальянского Высокого Возрождения, образного восприятия художников, на изобразительный строй их произведений.

«На чашах весов» мыслителей этого времени лежит дилемма: «золотой век» или «апокалипсис» [4]. Военные смуты, грозивший раскол по инициативе Франции, турецкая опасность казались последним аккордом в кризисе, следствием которого станет лучший мир. В этих условиях становится понятно, какое огромное значение должна была иметь деятельность Юлия II.

Д.К. Арган характеризует рассматриваемый период как эпоху глубокого драматизма и контрастов не только в области религии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства. Искусство, считает автор, не сводится просто к созерцанию и представлению о существующем порядке вещей, а является беспокойным поиском и определением собственной природы, своих целей и путей своего смысла и бытия в историческом развитии [5].

М.Т. Петров указывает на то, что в 20-х годах XVI века экономический и политический кризис в Италии развивается с исключительной быстротой. «Речь идет не только об усилившихся процессах, подрывавших все устои социальной и политической базы Возрождения, но и о чрезвычайно неблагоприятно складывающейся внешнеполитической обстановке. Взаимодействие внутренних и внешних факторов определило катастрофический характер конца Ренессанса… усиливается ощущение хаоса, сложности, трагичности действительности, ее резких противоречий с представлениями, с идеалами личности.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Пирамиды фараонов IV династии
Ломаная пирамида Ломаная пирамида- египетская пирамида в Дахшуре, возведение которой приписывается фараону Снофру (XXVIв. дон.э.) (Приложения, рис.3) Для объяснения нестандартной формы пирамиды немецкий египтолог Людвиг Бурхардт (1863-1 ...

Некоторые особенности исторического пути Югославии
Восточный вопрос! Кто из нас в этот месяц не переживал довольно необыкновенных ощущений, и сколько было толков в газетах! И какое смущение в иных головах, какой цинизм в иных приговорах, какой добрый честный трепет в иных сердцах, какой г ...

Культура первой половины XIX в
Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма. И как следствие, усилилос ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация