Символы могут менять свои значения от поколения к поколению, от региона к региону. В разных культурах одни и те же символы могут принимать различные виды и значение. К примеру, рассмотрим эволюцию и значение в разных культурах одного из древнейших символов, креста.
Изначально крест , называемый теперь Греческим, символизировал древние представления человека об окружающем его пространстве, мире: 4 стороны света, 4 элементов стихий, 4 времени года, точки солнцестояний (вертикаль) и равноденствий (горизонталь) и т.д. Форма Тау-креста
появилась в древней Халдее и соседнем Египте как символ бога Таммуза, плодородия и жизни. В Египте он эволюционировал в Анкх
, символ бессмертия, соединяющий крест (жизнь) и круг (вечность). Крест, названный Латинским
, обозначал в Греции посох Аполлона, но в первые века нашей эры стал символом христианства. Он олицетворяет искупление грехов человечества распятием Христа и веру в его учение, воскрешение, возрождение, спасение после смерти. Свастика
, "вращающийся" крест - древний символ круговорота жизни и солнца, движения, света, благополучия. Но после второй мировой войны он устойчиво ассоциировался с НСДАП и фашизмом, а потому приобрёл строго негативное значение, без внимания к направлению его вращения. Красный крест, международный символ, логически расшифровывается как кровь, жизнь (красный цвет) и защита, спасение (крест).
Многие современные награды имеют форму креста не случайно. Можно построить ассоциативную цепочку: Крест (спасение через страдания) - Храм, увенчанный крестом (вера, молитва, очищение души) - Рыцарь (долг, верность, честь, защита) - Меч с рукоятью в форме креста (оружие, сражение, подвиг) - Орден в форме креста (награда за доблесть и заслуги).
Особое значение приобрела взаимосвязь символов в гербах, где каждая деталь наполнена аллегорией и несёт определённую смысловую и информационную нагрузку (фигура входящая или выходящая, того или иного цвета и размера, наклон линий вправо или влево, стоящее или сидящее животное и т.д.)
Упрощённый герб - логотип фирмы - изощрённее кодирует информацию, во многом влияя на подсознание, но так же, как и герб, использует несколько логически связанных символов для маркировки производимого товара.
Символы складываются и разрушаются с течением времени, приобретают противоположное значение, эволюционируют с развитием общества, объединяются в группы для создания определённого культа (поклонения чему-либо или почитания чего-либо). Так, например, в советские времена создался культ власти. Он непременно сопровождался комплексом определённых атрибутов, которые стали одновременно его символами. Это служебная машина преимущественно чёрного цвета, с личным шофёром, мигалкой и спецномерами; отдельный кабинет, оборудованный средствами спецсвязи, телохранители, особые пропуска для посещения закрытых для обычных граждан мест и территорий, наличие государственной символики на предметах обихода и т.д.
Религиозный культ предполагает наличие особого, символическим образом оформленного архитектурного сооружения, специфического музыкального или вокального сопровождения, строго определённую одежду проводящих его священнослужителей, комплект ритуальных предметов-символов, осуществление специфических действий, составляющих определённый ритуал и т.д. Всё вышеперечисленное и является символами данного культа. Их взаимосвязь и порождает конкретный религиозный акт, основу вышеуказанного культа.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что нет символа без культа, и нет культа без символа. Даже отрицательный символ непременно породит культ, ибо он будет положительным для другой культуры или субкультуры (змея - символ хитрости и коварства на Западе, и мудрости и терпеливости - на Востоке). Поэтому логика дешифровки и взаимосвязи символов также предполагает непременный учёт времени и места их появления: например, свастика, изображённая на мавзолее Эль-Регистан в Самарканде, отнюдь не свидетельствует о профашистских настроениях и культе Гитлера в среде его создателей.
Статьи по теме
Александр Иванов
Над всеми художниками 30—40-х годов, работавшими как в академической, так и в неакадемической живописной системе и постепенно приближавшимися к реалистическому мировосприятию, возвышается фигура Александра Андреевича Иванова (1806—1858) — ...
Идеологические
установки коммунистов по отношению к художественной культуре
В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно— творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе «Партийная орган ...
Скульптура Нового Царства
К концу XV в. до н. э, значительно обострилась обстановка внутри страны. Уже в течение ряда лет назревал конфликт между высшей знатью и жречеством, с одной стороны, и царской властью, опиравшейся на средние слои населения, — с другой. Бо ...