Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре

Материалы » Культура России ХХ века » Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре

В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно— творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература»(1905 г.) В. И. Ленин ясно показал, сколь несостоятельным, по его мнению, является стремление некото­рых творческие людей (речь идет о бурной эпохе кануна русской революции) быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку « . жить в обществе и быть свободным от обще­ства нельзя». Поэто­му основной целью культуры, по мысли Б. И. Ленина, яв­ляется не служение « .пресыщенной героине, не скучаю­щим и страдающим от ожирения «верхним десяти тыся­чам», а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, ко­торые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность». Таким образом культура и, в частности такая ее сфера как искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит и общества.

Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведчес­кой науке. Философская категория «классовая тенденци­озность» (или «классовая обусловленность») являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. Соотношение этих понятий рассматривалось марксизмом в направлении того, в какой степени пролета­риат, как революционный класс выразит интересы обще­ства в целом, усвоит, переработает и разовьет « .все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии че­ловеческой мысли и культуры». Отсюда следует вывод, что гуманистической в полном смысле этого слова становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. «Класс, совершающий революцию, — писал В. И. Ленин, — уже по одному тому, что он противо­стоит другому классу, с самого начала выступает как класс, и как представитель всего общества».

Вместе с тем В. И. Ленин обращал внимание на сле­дующее крайне важное обстоятельство: «С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя ра­бочих или отдельных моментов движения».

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться новая культура. Совершенные экономические и социально-поли­тические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широ­ких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формированию всесторонне развитой личности.

Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере ду­ховной культуры. Впервые у культуры должна была по­явиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди рево­люции, в принципе, отказались признать культурную эво­люцию, преемственность культурного развития.

Общеизвестно, что для культурного процесса наиболее благоприятным является эволюционный путь. Это связано даже с сущностью самого термина, самого понятия «культура», которое понимается и как «возделывание по­колениями вековой земли». И если культуру прошлого не. признавать, то тогда все надо начинать сначала , то есть со­здавать свою новую культуру. В октябре 1917 года был взят курс, в том числе, и на культурную революцию.

Статьи по теме

Основные функции костюма
Все многообразие предметного мира располагается в поле двух полюсов — материально-практического и художественного. В функциональной плоскости система костюма образует спектр форм, по-разному сочетающих эти два начала: от чисто практическ ...

Живопись Диего Веласкеса
Веласкес, Диего да Сильва (1599-1660) – Испанский художник эпохи Барокко. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат. В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливаре ...

Тобольская иконопись
Начало собственно сибирского систематического иконописания связано с организацией Сибирской епархии с центром в г. Тобольске в 1620 году. Первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприан (Старорусенков), бывший архимандрит Новгородского ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация