Характеристика эпохи Высокого Ренессанса

Культура периода Ренессанса » Характеристика эпохи Высокого Ренессанса

Страница 3

Разлад с окружающей средой ощущается очень остро. Завершающие драматический конец Ренессанса события накладывают печать безнадежности, пессимизма на мироощущение художников и их творчество» [6].

Ситуация во Флоренции была критической. В 90-е годы XV века произошли следующие события: смерть Лоренцо Великолепного (Медичи) (1449 - 1492), вступление в город войск Карла VIII и изгнание Медичи в 1494 году, пламенные проповеди и казнь Дж. Савонаролы в 1498 году, обусловившие беспокойную жизнь республики на пороге нового столетия, несмотря на, кажется, воцарившийся порядок при гонфалоньере Пьетро Содерини, избранном в 1502 году.

С темой «новых времен» связывалась и вторая идея, также взявшая начало в гуманистической культуре: мысль о том, что Италия снова становится центром мира. С передачей всей власти «вечному городу», в котором соединялись престол Империи и Церковь, завершалась история мира. За несколько лет до вступления на духовный престол Юлия II началось исследование памятников древности, в результате которого, множество статуй (оригиналов и подражаний древним), украсили двор Бельведер в Ватикане. Это было одной из значительных примет воскресения Рима. С восстановления церковного единовластия при Николае V акций в этом духе становилось все больше и больше. Появилась необходимость превратить Рим в величественный город, выстроенный по единому плану, тяготевшему к Ватикану как идеальному граду – своего рода, Новому Иерусалиму.

С этой точки зрения заслуживает рассмотрения и художественная политика Сикста IV. Благодаря «дару римскому народу» нескольких знаменитых произведений: античной статуи волчицы (к которой добавили изображение легендарных близнецов) и колоссальной бронзовой головы, которую папа велел поставить рядом с волчицей на Капитолии, - сформировался новый музей, служивший укреплению «римского мифа». Для всей эпохи Возрождения Капитолийский холм оставался важнейшим символом власти.

Рим предстает современным продолжением Флоренции. Именно этот союз, являющийся отличительной чертой нового века станет явным с самого начала понтификата Льва X – с церемонии на Капитолии в сентябре 1513 года в честь Джулиано Медичи [7].

Перечисленные факты позволяют считать, что, хотя воинственный понтификат Джулиано делла Ровере и требовал «триумфального» стиля, «ренессансный миф» выкристаллизовывался в Риме и определял развитие искусства в другом направлении. Утверждая свой авторитет в Риме и в Церкви, Юлий II одновременно в центральный период своего понтификата (1505-1510) намеревался создать совершенно новые основные формы для духовного искусства. Имеется в виду новый типовой храм для христианского мира – собор Святого Петра по проекту Браманте, первый камень которого был заложен 18 апреля 1506 года; новый тип мавзолея – гробница самого понтифика, проект которой был создан Микеланджело в марте 1505 года; новое «зерцало истории» - роспись потолка Сикстинской капеллы, заказанная Микеланджело в мае 1505 года и «зерцало веры» Станца делла Сеньятура, порученная Рафаэлю в 1509 году. Эти классические композиции определили римский стиль и эволюцию искусства XVI века. Они стали развитием и воплощением художественных идей, которые не смогла осуществить Флоренция.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме

Деятельность «Русской троицы» на фоне Галицкого возрождения
В понимании общественных явлений “Троица” в значительной мере отталкивалась от позиций Просветительства, но на диалектику человека и мира субъекта и объекта, времени и вечности, индивидуума и природы, они уже имели ярко выраженный романти ...

Искусство средневековой Руси
Ущерб, который был нанесен отечественному искусству монголо-татарским нашествием, был колоссальным. Следует отметить, что возрождение через полвека каменное строительство на Руси в основном сосредотачивалось в двух районах. Это северо-за ...

Русский театр. Музыкальная культура
Во второй половине XIX в. положение русского театра существенно изменилось. Отмена театральной монополии (1882), снятие ограничений на создание частных трупп привело к росту их числа. В конце столетия почти во всех губернских городах имел ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация