Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Материалы » Культура индустриальной эпохи » Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве

Страница 6

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впе­чатление). Эстетические установки этого направления характеризовало жела­ние соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения не­повторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные вос­приятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выстав­ки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.).

Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Опост Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и других, объединив­шихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого на­правления в живописи.

Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен «Стога сена», «Руанский собор» он стремился запечатлеть мимолетные, мгно­венные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название на­правления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.

Влияние импрессионизма про­слеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творчес­кие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др.

Импрессионисты активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре — мгновенное изображение одного и того же объекта — Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора. Причем для завершения серии ему пришлось заплатить, чтобы тополя не срубили. Достичь и передать необходимое ощущение ему удалось, работая на спе­циально оборудованной лодке.

Стремление достичь силы естественного впечатления заставило им­прессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. При этом ощущение полутонов достигалось рядоположенными мазками чистых дополнительных цветов — при отдалении от полотна создавался эффект смешения, который придавал оттеночность даже цветам повышенной интенсивности.

При этом была открыта самостоятельная выразительная возмож­ность мазка, которую потом использовал Поль Сезанн для построения концептуальной картины мира, Ван Гог и экспрессионисты — для пе­редачи эмоционального состояния, пуантилисты (Сера и Синьяк, пишу­щие точками) — для передачи объемности мерцающего пространства.

Фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты от­крыли концептуальное искусство — искусство современное, где глав­ным оказывается принцип видения, идея, которая и представляет со­бой основную ценность. В полной мере это реализовали постимпрес­сионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек).

Так, Поль Сезанн (1839—1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров («Оргия»), затем испытал воздействие Г. Курбе («Печка в мастерс­кой»). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости в концу 80-х гг. Именно в это вре­мя Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не измен­чивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешен­ности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной компо­зиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как «Бе­рега Марны», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Сезанн оперировал пре­имущественно градациями трех основных цветов — зеленого, голубого и жел­того. У него смелый лаконичный рисунок.

Творчество Сезанна нашло много подражателей и последователей и оказа­ло большое влияние на живопись XX в.

В целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мо­тивы и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX—XX вв.

Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнооб­разных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства, Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой челове­ческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Развитие иконописи в Кургане
Развитие иконописной традиции в Кургане и Курганском уезде имеет много общих черт с Шадринском. В первой половине XIX века Курган был маломодным уездным городком с одной только церковью. Оживление началось только во второй половине XIX ве ...

Постмодернизм в кино
Постмодернизм проникает в кинематограф позднее, чем в другие виды искусства. Это происходит во второй половине 70-х гг. На 80-е гг. приходится расцвет постмодернизма в кино, после чего наступает определенный спад. Немецкий режиссер Райнер ...

Фукидид
Фукидид представляет собой высшую стадию в процессе становления античной исторической науки. Его труд – «История Пелопонесской войны» - сугубо событийная политическая история. Примечательно понимание Фукидидом сущности задачи истории как ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация