Из истории возникновения Новодевичьего монастыря

Материалы » Историко-архивный музей "Новодевичий монастырь" » Из истории возникновения Новодевичьего монастыря

Страница 2

Новый расцвет монастыря начался с воцарением Романовых. Уже после вступления на престол Михаила Федоровича монастырь был восстановлен и вновь стал действующим, а при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче он был превращен в царское богомолье. В дар Новодевичьему монастырю были переданы многочисленные вотчины и драгоценности.

При царевне Софье Алексеевне здесь развернулось новое грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, за исключением старого собора, стен и Ирининых палат, выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились высокая колокольня (приписываемая зодчему Якову Бухвостову), надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, а также два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины. Царевна Софья после прихода к власти Петра I была в 1689 году заключена в Новодевичьем монастыре и пострижена в 1698 году под именем Сусанны. Она прожила здесь до 1704 года. Софья - не единственная знатная узница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I. Вообще монастырь был "знатным" - послушницы и монахини его были все из дворянских богатых семей, и при поступлении сюда жертвовали свои богатства в монастырь. При Петре I управление монастырскими делами перешло в ведомость Преображенского приказа, Новодевичий постоянно находился под охраной солдат.

В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. Во время Отечественной войны 1812 года Новодевичий монастырь был захвачен французами и использовался в качестве хранилища армейского провианта. Для укрепления обороны монастыря был создан внутренний вал у северной стены, а также уничтожена церковь Иоанна Предтечи.

Когда французы подожгли монастырь и ушли, монахини во главе с казначеей Саррой успели загасить не разгоревшийся огонь. Имена этих женщин позже были вписаны в памятную книгу героев-участников Великой отечественной войны. Часть сокровищ успели вывезти в Вологду и спасти от расхищения.

Восстановление пострадавших зданий началось после изгнания захватчиков, в XIX веке.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (умерла 18 ноября 1548 года), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных такие громкие имена, как А.П. Чехов, Д.В. Давыдов, А.С. Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и другие. В 1898-1904 годах было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П. Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.

Судьба Новодевичьего монастыря сильно изменилась в начале ХХ века.

В 1922 году монастырь был закрыт, и новые хозяева начали с того, что открыли в нем "Музей раскрепощения женщины". В 1926 году его преобразовали в Историко-бытовой и художественный музей (филиал ГИМа). Часть зданий отдали под немузейные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. С 1939 по 1984 годы в монастыре жил и работал знаменитый историк-реставратор П.Д. Барановский. В 1992 году здесь была установлена мемориальная доска с его именем. Тем не менее, с 1980 года в Новодевичьем монастыре размещается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. А в 1994 здесь снова был учрежден женский монастырь. Монастырской общине были переданы не все здания - часть их осталась в ведении музея, в том числе древний Смоленский собор, ровесник монастыря. С 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Развитие кинопроката в 50–70‑е годы
В СССР кино, как и поэты, было больше, чем кино [1]. К концу 70‑х гг. 20 века количество посещений кинотеатров на душу населения (включая грудных младенцев и немощных пенсионеров) составляло свыше 19 раз в год. Экранов в стране было ...

Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Отношение культуры и цивилизации неоднократно становилось предметом дискуссий. Сама проблема отношения культуры и цивилизации выкристаллизовывалась постепенно в развитии философско-исторической мысли. В философско-исторической литературе ...

Основные направления икебаны
Сейчас в Японии насчитывается около 300 школ и направлений икебаны. Японские композиции из цветов и растений отличаются особой гармоничностью. В основе любой композиции лежит разносторонний треугольник - японцы считают его выражением наиб ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация