Из истории возникновения Новодевичьего монастыря

Материалы » Историко-архивный музей "Новодевичий монастырь" » Из истории возникновения Новодевичьего монастыря

Страница 1

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523 году было выдано из великокняжеской казны 230 кг серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до этого дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Смоленская икона Божией Матери известна на Руси с середины XI века. Греческий император Константин Порфирородный в 1046 году выдал свою дочь Анну за князя Черниговского Всеволода Ярославича и благословил ее в путь святой иконой Божией Матери. Образ этот получил название Одигитрия - Путеводительница. Сын Всеволода - Владимир Мономах принес Одигитрию в начале XII века в Смоленск и поставил ее в построенном им соборном храме в честь Успения Божией Матери. С того времени икона Богоматери Одигитрия стала именоваться Смоленской. В 1404 году князь Смоленский Юрий Святославич, спасаясь от нашествия литовских войск, бежал в Москву, куда принес с собой и святую икону. Она была установлена в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1456 году князь Московский Василий II Темный, вняв просьбе смолян, вернул им святыню, сделав с нее точную копию. Список с иконы был поставлен на том же месте, где стоял чудотворный образ.

Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду. Существует и другое предание. Первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина, отсюда, полагают, и название монастыря Девичий. Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже. В 1524 году, в память о возвращении Смоленска Российской державе (1514 год), в Москве был основан Новодевичий монастырь во имя Пречистой Одигитрии, куда в 1525 году 28 июля из Кремля была принесена Смоленская икона Одигитрия. В честь этого чтимого образа в обители был построен большой собор. С тех пор ежегодно этот день - 28 июля/10 августа отмечается в Новодевичьем монастыре как большой церковный праздник.

По некоторым данным, строительство главного собора монастыря приписывают работе Алевиза Нового, но другие исследователи полагают, что строил его зодчий Нестор, погибший при строительстве. История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских: угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Говоря о Новодевичьем монастыре, нельзя не упомянуть о том, что монастыри выполняли функцию форпостов на подступах к Москве. Именно поэтому Новодевичий строился как настоящая средневековая крепость: монолитные стены, башни с зубцами, стены с бойницами - отверстиями для стрельбы.

Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец, была сожжена паном Гонсевским.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Раннемосковская живопись
Первые сведения о московских художниках относятся к 40-м годам XIV в. В 1344 г. «греци, митрополичи письцы, Фегностовы» расписали в столице Успенский собор. В это же время, как мы узнаем из летописных свидетельств, в Москве работают и рус ...

Информационная потребность и ее исследование
Истоки изучения читателя в России восходят к недифференцированным исследованиям народного читателя середины 19 в. Получив развитие в 1860–1870-х гг., эти исследования прошли путь от статистических общих наблюдений за народным читателем в ...

Погребальные обычаи и обряды
Так же как и у других народов, исповедующих ислам, у ногайцев тоже существуют похоронные обряды, которые очень схожи. Если больной находился в безнадежном состоянии, то близкие родственники спрашивали у него последнюю волю. После этого п ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация