Образование государства и его социальное устройство

Материалы » Искусство Месопотамии » Образование государства и его социальное устройство

Страница 1

Одна из древнейших мировых культур - культура Месопотамии (междуречья рек Тигра и Евфрата), является вторым после Египта очагом древневосточной культуры, создавшая огромные художественные ценности и по всей древности не уступавшая египетской. Культурная история Двуречья представляет собой калейдоскоп сменяющихся народов и царств, связанных лишь культурной преемственностью. Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия, расположенные в плодородной долине, Сиро-Финикия и Палестина на западе на побережье Средиземного моря, Хеттское государство в горных районах, Древнее Закавказье в центральной части Малой Азии, Урарту на Армянском Нагорье - эти древние цивилизации сыграли исключительную роль в многотысячелетнем процессе формирования мировой культуры.

Обращает на себя внимание разнородность народов и в этом контексте разнородность и многоликость культуры этого региона. Шумеры, аккадцы, арамейцы, арабы, ассирийцы, хетты, персы, греки - вот далеко не полный перечень населения Двуречья.

Равно как и народонаселение. История этой области между двумя реками была очень пестрой. Однако все возрастающее количество археологических находок позволяет расширить и уточнить наши знания об этой эпохе. В этой связи проблема хронологии становится из важных проблем ее истории и культуры.

Согласно современным хронологическим исследованиям, лишь с середины II тысячелетия до н.э. можно опереться на более точное датирование, а о хронологии периода до 2500 г. можно говорить лишь в очень приблизительных чертах.

первая половина IV тысячелетия - культура Эриду.

вторая половина IV тысячелетия - культура Эль-Обейда.

3000-2800 гг. до н.э. - культура Урука.

2600-2400 гг. до н.э. - досаргоновское время.

2350-2150 гг. до н.э. - аккадское время (династия Саргонов).

1950-1700 гг. до н.э. - период соперничества городов-государств.

1850-1530 гг. до н.э. - период 1-й вавилонской династии (Хаммурапи).

1380-1080 гг. до н.э. - среднеассирийское время.

1128-1105 гг. до н.э. - Вавилон (Навуходоносор I).

909-605 гг. до н.э. - новоассирийское время.

625-539 гг. до н.э. - нововавилонское время.

539 г. до н.э. - завоевание Вавилона персами.

Ирригационные работы, сооружение каналов, возведение дамб и плотин, их обслуживание, поддержание и усовершенствование - все это было не под силу не только одному человеку, но даже и семье. Это приводило к образованию общин. Община Двуречья, корни которой уходят в родовое общество при первобытной строе, представляла собой совокупность поселенцев, часто уже не связанных кровными узами, которых объединила необходимость совместного труда в производственном процессе и общая заинтересованность в его успехе. Постепенно создавался организационный аппарат, сосредоточивший в своих руках заботу о правильном использовании системы орошения, большое количество средств производства и определенные знания, т.е. образовался ведущий слой. В руках того, кто таким путем приобретал власть над оросительными сооружениями, оказывалась и власть над всей областью. Как только одна из областей начинала использовать воду соседа, начинались трения и вооруженные столкновения. Эти конфликты приводили к возникновению более крупных объединений, охватывающих обширную территорию долины Тигра и Евфрата. Появляется первое деспотическое государство Двуречья, в котором экономические и производственные отношения, а также отношения собственности находят отражение в классовой структуре общества, главой которого становится правитель-деспот. Община же постепенно превращается лишь в организационную единицу, выполняющую сельскохозяйственные и ремесленные работы и уплачивающую установленные налоги и сборы.

Во главе общества в Двуречье стоял царь, постепенно превратившийся в “царя царей", в деспота, высшего правителя, законодателя, судью и военачальника. Жрецы и родовая аристократия представляли высший социальный слой. К этому же классу принадлежали владельцы крупных недвижимостей, торговцы, ремесленники и представители таких профессий, как строители, врачи, ветеринары, дворцовые и храмовые служители. К свободным гражданам относились “мушкенум", чья личная свобода напрямую была связана с их экономической зависимостью, ибо они были “прикреплены” к землям храмов и дворцов, которые обрабатывали. Бедность и задолженность могла превратить их в рабов, ряды которых пополнялись и военнопленными: цари Двуречья вели победоносные войны.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Духовная культура
Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает "обрабатывать", "возделывать почву". Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако ...

Критика теории анимизма
Теория анимизма вызвала оживленную дискуссию среди ученых - исследователей культур. Некоторые из них (А.Лэнг, В.Шмидт) критиковали теорию Э.Тайлора с откровенно теологических и креационистских позиций, используя для этого факты наличия эл ...

Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре
В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно— творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе «Партийная орган ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация