Искусство Древней Греции архаического и классического периодов

Материалы » Искусство Древней Греции » Искусство Древней Греции архаического и классического периодов

Страница 3

Кроме трагедии существовала и комедия. Среди наиболее известных комедиографов Эвполид (ок. 445 —411 до н.э.), Кратет (расцвет творчества в 450—423 до н.э.), Аристофан (ок. 445 — ок. 386 до н.э.). До нашего времени целиком дошли только комедии Аристофана.

Греческие трагедии и комедии сильно отличались от современной драмы. Хор в трагедии играл не меньшую роль, чем актеры, что сближает греческую трагедию с нынешней оперой или ораторией. Монологи в сотни стихов фактически уничтожали всякую логику и динамизм жизни. Характеры были монолитны и одноцветны. Проклятие, обычно тяготевшее над героями, лишало трагедии подлинного драматизма. Судьба, направляющая действия героев, во многом напоминала слепой случай. Развязка принадлежала богам.

И все же нельзя принижать значение греческой трагедии на том основании, что в ней отсутствовала всякая психология. И мысли, и чувства, и переживания в трагедии передавались в особой пластической трактовке. Пластика как стиль греческой культуры выдвигала на первый план скульптурные интуиции, мир, понятый скульптурно. Пластическо-скульптурное мировидение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее зримо воплотилось в скульптуре и архитектуре.

Греческие скульпторы архаического периода в основном изображали победителей спортивных состязаний. Это так называемые куросы (скульптурное изображение юношеских фигур) и коры (скульптурное изображение девичьих фигур). Статуи архаического периода характеризовались условностью. Хотя скульпторы и достигали точности деталей, но не могли придать статуям гармонии и целостности, что выражалось, например, в «архаической улыбке» — застывшей гримасе куросов и кор.

В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название «суровый». Создатели этого стиля известны нам только по именам: Калм, Главкиад из Эгины, Агелад из Аргоса, Пифагор из Регия. Идеал человека в классическую эпоху был воплощен великим Фидием (нач. V в. до н.э. — 432—431 до н. э.) в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованной золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского. Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон (сер. V в. до н. э.). Его «Дискобол», изображая атлетическую фигуру во всем напряжении физических сил, показывает ту дистанцию, которая отделяет классическую греческую скульптуру от архаических куросов и кор.

Третьим великим скульптором был Поликлет (2-я пол. V в. до н.э.) из Аргоса. Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Этот канон господствовал в греческом искусстве более ста лет, ориентируя скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие. Однако уже в позднекласси-ческую эпоху, в IV в. до н.э., большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это ярко проявилось в творчестве Праксителя (ок. 390 —ок. 330 до н.э.). Его «Афродита Книдская» стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Несколько иным было творчество Скопаса (IV в. до н.э.). Од создал патетический стиль. Под его влиянием находился Леохар (сер. IV в. до н.э.), которому приписывают создание бронзового оригинала знаменитой скульптуры Аполлона Бельведерского, известного р-ш по мраморной римской копии.

Великим скульптором IV в. до н.э. был также Лисипп (2-я пол. IV в. до н.э.). Он не только оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского, но и разработал новый пластический канон с более легкими и объемными пропорциями.

Главные достижения греческой архитектуры связаны со строительством храмов. Светские постройки были очень непрочными и скромными. Предположительно в VIII в. до н.э. были выявлены две системы пропорций зданий, два ордера: дорический и ионический. Дорический ордер отражал стремление к монументальности, к совершенству пропорций. Ионический ордер характеризовался большим изяществом и прихотливостью линий.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме

Характеристика понятия "культура речи"
Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительност ...

Иаков, Никола и Игнатий
Икона "Иаков, Никола и Игнатий" из Муромского монастыря, в отличие от архангела, - произведение глубоко индивидуального творчества. Она продолжает стойкую новгородскую традицию икон "избранных святых", представленных в ...

Значение письменности для человечества
«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация