Архетип и творчество

Материалы » Культура и коллективное бессознательное » Архетип и творчество

Страница 1

Архетипы проявляют себя и в художественном творчестве, важным источником которого являются символические фантазии. Во все века гении культурного созидания находили источник вдохновения в бессознательном, создавая захватывающие дух мощные и величественные образы, относящиеся к глубинам человеческого существа.

Бессознательное, накапливая живой материал жизни и опираясь на архетипические образы и мифы, уходящие корнями в его глубины, способно спонтанно рождать идеи, мотивации к воплощению в жизнь каких-то зримых или слышимых образов, способно также придавать им четкую форму в художественных творениях, произведениях искусства.

Эволюция наградила человека сознанием, которое подарило ему все блага цивилизации: возможность сознательной учебы, исследования, различные изобретения — от изобретения колеса до строительства огромных городов со всем их содержимым. Сюда же все ремесла, развитие наук, движение в глубь земли и в космос.

При этом сознание, интеллект не может ни понять, ни описать природу чувств, природу эмоционального реагирования, в котором нет участия рассудка, т.е. сознанию недоступно бессознательное.

Случилось так, что между сознанием и бессознательным возник некий антагонизм, и бессознательное отгородилось от сознания каким-то барьером. Но и в этом случае сработал главный механизм бессознательного — самосохранение, так как сознание, в его младенческом бытии потерялось бы, утонуло в той громаде опыта, который содержит в себе бессознательное в виде мыслеформ. Хотя это и неточно, потому что мыслей в бессознательном нет. МЫСЛЕОБРАЗЫ (архетипы)— вот чем полно бессознательное, это его содержание, и оно безмерно.

Рассмотрим связь творчества, творческого начала в человеке с бессознательным. Творческий порыв, экстаз, вдохновение — иррациональны. Это непознаваемые, нематериальные части человеческой психики — души. Творческое начало зреет в глубинах психики, выражаясь затем в творческом порыве, вдохновении, когда этот человек воплотит затем свою творческую идею в конкретном художественном образе.

При этом художественный образ несет в себе черты стиля и формы, которые присущи именно этому человеку. Творчество глубоко индивидуально, произведение же искусства всегда цельно и не распадается на элементарные составляющие именно потому, что творческая идея, замысел и его воплощение зародились в бессознательном, где нет делений и градаций.

Жизнь творческих людей обычно отличается большой эмоциональной открытостью, непосредственностью, слабой адаптированностью во внешнем мире. Часто даже детские черты присущи творческим людям (Моцарт, Пикассо .). Кроме того, творческие люди живут очень напряженной, насыщенной эмоциональной жизнью. Нередко такое напряжение настолько сильно, постоянно, что оно сжигает, испепеляет изнутри: Шопен, Моцарт, Шуберт, Лермонтов, Пушкин, Байрон, Чехов, Тулуз Лотрек, Чюрленис.Чем богаче, острее, тоньше и глубже воспринимает и чувствует человек окружающий мир, чем сильнее, ярче, разнообразнее, мощнее его эмоциональные реакции, тем тоньше эта перегородка между сознанием и бессознательным, тем чаще для этого человека бывает открыт доступ в его глубины.

Жизнь и творчество великих мастеров довольно внятно показывает, что потребность в творчестве, является доминирующей во всей их жизни. Эта потребность, исходящая из бессознательного, сильно влияет на все их человеческие качества, делает всю их жизнь подчиненной работе и творчеству, и во многих случаях в ущерб здоровью и самой жизни. Творческая одержимость, исходящая из бессознательного, направляет и сам творческий процесс, придавая произведению стиль, форму, от которых автор не может сознательно отступить. Архетипы и символы очень сильны в бессознательном творческих людей, и они способны создавать независимые комплексы в их психике, которые направляют сознание, управляют им.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Религия
Возрождение неразрывно связано с явлением Реформации - движением за реформу католической церкви, за создание “дешевой церкви” без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при мно ...

Немецкое Искусство XVI в
Германия в XVI в., ее культура и искусство. Реформация; влияние идей религиозного обновления на немецкую культуру первой четверти 16 века. Немецкий гуманизм. Преобразование в изобразительном искусстве. Сближение с итальянской традицией пр ...

Влияние науки на духовное развитие человека
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация