Древнегреческая мифология подразделяется на дофессалийскую (доолимпИйскую), фессалийскую (олимпийскую) И диойисийскую. Дофессалийская мифология объединяет древнейшие мифы и представляет собой преимущественно тератологию, т.е. совокупность сказаний о чудовищах: циклопах, сторуких гекатонхейрах, о псе Цербере — стороже царства мертвых, о Лернейской гидре, Немейскомльве и т.п. Фессалийская (или олимпийская) мифология содержит сказания о богах. Местопребыванием которых была гора Олимп - в Фессалии. Во главе этого сонма богов, составлявшего официальный пантеон Древней Греции, стоял Зевс-громовержец.
Представления о богах делали для древних греков возможным мифологический опыт. Для мифологического сознания функции богов приблизительно соответствуют функциям Причинных законов в контексте науки и определяемых на основе этих законов качеств. Мифологические же качества понимаются как некоторые индивидуальные сущности, не допускающие деления на сферы идеального и реального. То, Что на наш взгляд, относится к идеальному (порядок, мудрость, мера, справедливость и т.п.), для мифического сознания предстает в качестве персонифицированной сущности — бога. Каждый из богов несет ответственность лишь за то, что соответствует его сущности. Гелиос руководит движением Солнца. Афина отвечает за практическую мудрость и справедливое суждение, Аполлон — за пророческое видение и музыкальное мастерство. Такие характеристики богов и есть мифологические качества.
Поэтому боги в смысле прообразов и прокачеств составляли краеугольные камни мировоззрения древних греков, а сам мир воспринимался сквозь призму конкретных божественных свойств — сфер компетенции богов. Каждое же мифолофское качество развертывалось как история того или иного бога. Эта история понималась как священное время, которое не линейно, а циклично, поскольку в нем происходит одно и то же повторяющееся событие (смена времен года, рождение дня и ночи и т.д.).
Сквозь все греческие мифы проходит различие между священным, вечным миром богов и миром смертных. Мир смертных в противоположность миру бессмертных отличается именно тем, что в нем ничего не подвержено повторению, но все движется и изменяется или исчезает совершенно бесследно. В этом мире прошлое, настоящее и будущее строго разделены: прошлое невозвратимо, будущее неведомо, настоящее есть неуловимый миг. Священное Же время, напротив, внутри себя вновь и вновь возвращается вспять. Это осуществляется прежде всего во время религиозных праздников. Такие праздники представляют собой не просто имитации, спектакли событий священного времени, они есть культовые события, в которых прошлое воспроизводится в настоящем, в самом что ни на есть реальном виде. Если на священном празднике изображается, например, что Афина учит женщин прядильному искусству, Аполлон устанавливает государственный порядок и учит музыке, а Гермес знакомит людей с торговлей, имеет место изначальное событие, а значит, присутствует соответствующий бог, к которому обращаются.
Большую роль в жизни Греции играли жрецы храма Аполлона в Дельфах, где находился главный греческий оракул. К нему обращались за советами по всем важнейшим вопросам. Однако дельфийские жрецы, имея огромный авторитет, сами не входили во властные структуры греческих городов-государств и не занимались регламентированием социальных и культурных норм, а ведали исключительно делами культа. Поэтому религиозная жизнь в Греции отличалась определенной свободой. Сгустком культурного самосознания греков стал гомеровский эпос, тогда как канонические сакральные тексты отсутствовали. На поэмы Гомера смотрели прежде всего как на «жизненное руководство». В греческой культуре закрепились идеи божественности поэзии, и широкое распространение получили легенды о поэтах, чье творчество связывалось с божественным наитием.
С VII в. до н.э. вместо излагающих мифологию эпических поэм, с присущим им объективизмом действия и слабой разработкой индивидуальных характеров, приходит более индивидуалистичная ч анархичная лирика. Известна даже точная, хотя и несколько условная, дата рождения античной лирики: 6 апреля 648 г. до н.э. состоялось солнечное затмение, описанное лириком Архилохом (2-я пол.УП в. до н.э.) Конечно, существовала и более древняя лирика — лирическая песня. Известны и имена древних лирических певцов. Это Орфей, МусеН, Филаммон, Лин, превосходивший самого Гомера и по старшинству и по своему искусству. Впрочем, все эти имена скорее всего вымышленные.
Лирические настроения этой эпохи были ограничены либо описанием физических состояний человека, либо описанием борьбы аристократии с демократией, либо войн греческих полисов с деспотиями Востока. Лирическая поэзия отражала достигнутый уровень индивидуальной свободы, выход из родовой общины, сопровождающийся проявлениями индивидуализма и анархизма.
Статьи по теме
Характеристика искусства Высокого Ренессанса
Характеризуя искусство периода начала Высокого Ренессанса, нельзя не упомянуть и Милан, как один из главных центров Северной Италии.
Наивысшая политическая активность Миланского герцогства приходится на конец XV века, на время правления ...
Культура Высокого Ренессанса
На наш взгляд, культура Высокого Ренессанса достигла в своем развитии того пика, с которого неизбежно должно было начаться падение (по крайней мере, с точки зрения, художественного эстетизма). Исходным моментом этого процесса стало, по на ...
Развитие иконописи в Кургане
Развитие иконописной традиции в Кургане и Курганском уезде имеет много общих черт с Шадринском. В первой половине XIX века Курган был маломодным уездным городком с одной только церковью. Оживление началось только во второй половине XIX ве ...