Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв

Материалы » Искусство в системе культуры » Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв

Страница 2

Дадаизм (франц. dadaisme, dada - на языке детей — игрушечная лошадка; бессвязный детский лепет) - одно из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в Европе в 1916 - 1922 гг. среди анархиствующей интеллигенции, как протест против первой мировой войны. Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, этикеток и др.), предвосхитив этим современный поп-арт, искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобразительности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ирреальная художественная данность. Наиболее рельефно сюрреализм проявился в творчестве испанского художника Сальвадора Дали, французского драматурга Эжена Ионеско, отечественных кинематографистов Андрея Тарковского и Александра Сокурова.

Абстракционизм (лат. abstractio - удаление, отвлечение) - одно из течений в современном искусстве, отражающее особое восприятие художником окружающего мира. Абстрактное искусство не воспроизводит реальной действительности, поэтому его иногда именуют "беспредметным". Абстракционизм возник почти одновременно в 1910-х гг. в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-е гг. в Париже и Нью-Йорке. В русской живописи начала XX в. он представлен В. Кандинским в его книге "О духовном в искусстве" и К. Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата".

Абстракционизм развивался по двум направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, а также к созданию геометрических абстракций. Он имеет тесную художественную взаимосвязь с экспрессионизмом, фовизмом, кубизмом, лучизмом, супрематизмом и др.

Художники-абстракционисты выработали оригинальные приемы и методы, которые сегодня применяют в дизайне, оформительском искусстве, в театре, кино, на телевидении, при создании интерьеров квартир и служебных помещений.

Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают разнообразия абстракционизма и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции. Тем не менее эти течения внесли новую струю в духовную культуру, показав многообразие красок мира, его непрерывное движение и субъективное видение, без чего немыслимы творчество и прогресс.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Религия - как часть духовной культуры
Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, спо ...

Оформители книг
Еще в эпоху каролингов необычайного расцвета достигло искусство миниатюры - книжной иллюстрации. Слово миниатюра происходит от латинского названия киновари - красной краски (лат. minium), которой было принято выделять начало текста. Худож ...

Культура древних славян
В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия - комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов. Проявлениями языческого культа были обрядовые празднества - календарные, т. е. связанные со сменой времен года, ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация