Дадаизм (франц. dadaisme, dada - на языке детей — игрушечная лошадка; бессвязный детский лепет) - одно из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в Европе в 1916 - 1922 гг. среди анархиствующей интеллигенции, как протест против первой мировой войны. Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, этикеток и др.), предвосхитив этим современный поп-арт, искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобразительности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ирреальная художественная данность. Наиболее рельефно сюрреализм проявился в творчестве испанского художника Сальвадора Дали, французского драматурга Эжена Ионеско, отечественных кинематографистов Андрея Тарковского и Александра Сокурова.
Абстракционизм (лат. abstractio - удаление, отвлечение) - одно из течений в современном искусстве, отражающее особое восприятие художником окружающего мира. Абстрактное искусство не воспроизводит реальной действительности, поэтому его иногда именуют "беспредметным". Абстракционизм возник почти одновременно в 1910-х гг. в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-е гг. в Париже и Нью-Йорке. В русской живописи начала XX в. он представлен В. Кандинским в его книге "О духовном в искусстве" и К. Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата".
Абстракционизм развивался по двум направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, а также к созданию геометрических абстракций. Он имеет тесную художественную взаимосвязь с экспрессионизмом, фовизмом, кубизмом, лучизмом, супрематизмом и др.
Художники-абстракционисты выработали оригинальные приемы и методы, которые сегодня применяют в дизайне, оформительском искусстве, в театре, кино, на телевидении, при создании интерьеров квартир и служебных помещений.
Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают разнообразия абстракционизма и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции. Тем не менее эти течения внесли новую струю в духовную культуру, показав многообразие красок мира, его непрерывное движение и субъективное видение, без чего немыслимы творчество и прогресс.
Статьи по теме
Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия
Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х гг. XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения.
...
Характеристика стилистики отделки интерьеров в конце начала XIX века
В этой главе мною предпринята попытка анализа литературы, касающейся убранства интерьера начала XIX века с целью выявления основных особенностей и тенденций в его отделке.
«Искусство отделки интерьера – это и вполне определенные пропорци ...
Влияние науки на духовное развитие человека
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие ...