Информационные потребности пронизывают все стороны жизни, без их удовлетворения невозможно существование человека ни как биологического организма, ни как члена социума, невозможна ни его профессиональная деятельность, ни повседневная обыденная жизнь, т.е., информационные потребности, являются обязательным компонентом всех видов потребностей человека и, соответственно, всех видов деятельности по их удовлетворению [29].
В отличие от ряда материальных и духовных потребностей человек не может заменить информационную потребность другой, ее можно или удовлетворить или оставить нерешенной. Неудовлетворение информационных социальных потребностей ведет к стагнации общества, регрессу в его развитии, исчезновению социальных потребностей и, в конечном итоге, сведению потребностей индивидуума только к жизненно важным биологическим потребностям. Из всего вышесказанного следует,. Что информационная потребность – это осознанная нужда в информации, необходимой для удовлетворения материальных и духовных потребностей индивидуума. Информационные потребности являются обязательным компонентом всех видов потребностей человека и, соответственно, всех видов деятельности по их удовлетворению.
Деятельность по удовлетворению материальных и духовных потребностей является причиной возникновения и развития информационных потребностей.
Механизм возникновения и функционирования информационной потребности выглядит следующим образом: потребность в материальных и духовных ценностях – потребность в информации о предмете потребности – создание поискового образа потребности и соотнесение его с имеющейся во внутренней памяти информацией – поиск недостающей информации во внешней среде (при необходимости) – создание новой информации (при отсутствии необходимой) – анализ полученной из внешней и внутренней среды информации и осуществление деятельности по удовлетворению потребности [7].
В отличие от потребностей других видов с удовлетворением потребности информация не исчезает. Она теряет свою значимость для индивида, но продолжает оставаться актуальной для других пользователей, реально или потенциально ощущающих потребность в данной информации [18].
Информационные предпочтения отражают характер и уровень удовлетворения той или иной информационной потребности. Предпочтения могут быть сформированы лишь на фоне определенных представлений получателя информации об источниках необходимых ему сведений.
Изучение чтения в России началось в 19 веке, а отдельно студента-читателя в 60-х годах прошлого столетия.
Изучение информационных потребностей – нужды в информации, в данное время актуально так как в современном мире существует огромное количество информации. Ученые изучают такие вопросы как напримеркакая информация нужна студентам, что их интересует, как они используют информацию, какими источниками им удобнее пользоваться Без получения необходимой информации, то есть без удовлетворения информационной потребности невозможно получение новых знаний, а следовательно и обучение в вузе, невозможно формирование полноценной личности студента.
Каждый студент, учащийся высшего учебного заведения, имеет свои четко выраженные информационные потребности. Индивидуальные информационные потребности зависят от интеллектуального потенциала студента, степени его заинтересованности в учебной деятельности, зависят от личных интересов. Неудовлетворение информационной потребности студента ведет к неосведомленности будущего специалиста по некоторым вопросам получаемой профессии.
Статьи по теме
Знаковые системы записи
Важнейшая из них – письмо, система записи знаков естественного языка, устной речи. К этому типу знаковых систем относится также нотная грамота, способы записи танца и т.п. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возни ...
Альфред Сислей
Среди импрессионистов также должно быть названо имя Альфреда Сислея (1839-1899 гг.). Он, англичанин, живший во Франции, - самый умеренный среди классиков импрессионизма. Сислей пользовался импрессионистским методом, не увлекаясь его крайн ...
История развития и становления натюрморта как вида изобразительного
искусства
Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное и ...