Информационная потребность и ее исследование

Материалы » Информационные потребности студента » Информационная потребность и ее исследование

Страница 1

Истоки изучения читателя в России восходят к недифференцированным исследованиям народного читателя середины 19 в. Получив развитие в 1860–1870-х гг., эти исследования прошли путь от статистических общих наблюдений за народным читателем в целом до детальных исследований чтения различных социальных групп с использованием комплексных методик получения данных. [10].

Начало изучения читателя-студента, отдельных характеристик его чтения было положено крупными исследованиями «Чтение ленинградской молодежи» (1963 - 1965 гг.) и «Советский читатель» (1965 г.). В контексте последнего студенчество впервые изучалось как самостоятельная читательская группа [10].

В процессе исследования «Студент - 70» в Московском энергетическом институте изучался интерес студентов к художественной литературе. Характеристики студента-читателя художественной литературы рассматривались в связи с удовлетворенностью профессией, свободным временем, отношением к социально-экономическим дисциплинам, ценностными ориентациями, затратами времени на самостоятельную работу.

Социологическое исследование студентов в Уфимском авиационном институте выявило возможности изучения ими объема обязательной и дополнительной учебной литературы, навыки культуры чтения. В числе исследований 1970-х можно отметить изучение мотивов и целей чтения научно-фантастических произведений студентами в г. Перми, исследование информационных запросов читателей Научной библиотеки им. A.M. Горького, Московского государственного университет и др. [26].

Исследования проводились в основном с целью повышения качества библиотечного обслуживания, выявления факторов формирования устойчивых читательских интересов, определения уровня культуры чтения.

В 80-е годы наблюдался бум публикаций по проблемам информационных потребностей. Одна их крупных работ в эти годы была посвящена изучению информационно-библиографических запросов студентов в научных библиотеках вузов Украины. Результаты позволили сделать выводы о динамике читательских интересов студентов, проанализировать качество информационно-библиографического обслуживания, определить эффективность отдельных форм и методов работы [29].

В 1990-х годах изучение чтения студенчества начинает осуществляться с новой интенсивностью. Выявляются читательские интересы в области художественной литературы среди студентов г. Краснодара. На фоне удовлетворенности работой библиотеки вуза определяется значение книги и чтения в жизни студентов Якутского государственного университета им. Амосова [27].

Российским институтом культурологи развивается культурологическое направление исследования чтения, которое рассматривает студенческое чтение в конкретной социально- экономической, культурной, политической ситуации.

Изучению чтения как особого социокультурного феномена в широком социальном контексте, включающего вопросы молодежного чтения, посвящены исследования Фонда чтения им. Н.А. Рубакина, осуществленные под руководством С.Н. Плотникова в 1991-1992 гг.

В конце 1990-х гг. характеристики студента-читателя, студента-пользователя библиотекой особенно активно рассматриваются как важные составляющие его информационной культуры. Диагностика последней, является одним из ключевых моментов для определения приоритетных направлений работы библиотек, по повышению эффективности информационного обслуживания.

Мотивы, структура и интенсивность студенческого чтения так же изучались крупнейшими библиотеками страны, чаще в составе аналогичных характеристик российской молодежи в целом. Таковы, например, исследования «Юный читатель и библиотека», «Изучение библиотечного спроса», «Молодой москвич - 97», «Информационные потребности молодежи в художественной литературе», «Библиотека. Книга. Молодежь», «Чтение молодежи города в свободное от учебы время», «Библиотека глазами молодежи» [24].

С 1994 г. и по настоящее время характеристики чтения студентов изучаются Санкт-Петербургским государственным университетом культуры и искусств, в контексте информационного поведения, которое служит базой для определения уровня развития информационной культуры, характеризует доступность информационных ресурсов общества.

Одним из преимуществ данных исследований является возможность соотнесения читательских характеристик студентов с чтением разных молодежных групп. Исследования позволяют проследить богатый эмпирический материал о студенте-читателе, его читательских интересах и информационных потребностях.

Изучение информационных потребностей молодежи и возможностей их удовлетворения показали, что практически для всех молодых людей информация играет весьма значительную роль. Из различных анкет сделаны выводы что, молодежь осознает то, что обладание различного рода информацией является одним из факторов успеха, для чего подавляющее большинство респондентов хотело бы достичь более высокого уровня информированности; поэтому потребности в информации являются сильным мотивом и регулятором поведения молодых людей, в частности, информационного поведения [26].

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль об ...

Гипотеза внеземного происхождения египетских пирамид
Ряд сторонников гипотезы палеоконтакта утверждает, что комплекс пирамид в Гизе был создан некой высокоразвитой (возможно, внеземной) цивилизацией, а остальные пирамиды - всего лишь копии, построенные древними египтянами - настолько они ра ...

Символизм
Русский символизм как литературное направление сложился на рубеже XIX и XX вв. «Символизм» - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже XX столетия, сосредоточенное преимущественно на художественном выражении поср ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация