Иллюстрации в Библиях

Материалы » Иллюстрации в древневековых книгах » Иллюстрации в Библиях

Страница 1

Иллюстрации к Библиям появились в среде александрийских иудеев, когда около середины III в. до Р. Х. был осуществлен перевод Торы на греч. язык (Септуагинта). Они, испытав влияние эллинистической художественной культуры, могли являться промежуточным этапом между античными иллюстрированными свитками сочинений греческих авторов и христианскими иллюстрированными Библиями. Подобных иллюминированных рукописей до нас не дошло, но о существовании в изобразительном искусстве сложившейся иконографии ветхозаветных сюжетов свидетельствуют обширные библейские циклы и изображения пророков в росписи синагоги в Дура-Европос (244-245).

Сюжеты библейских миниатюр четко выстраиваются в три группы: "исторические миниатюры", "нравоучительные миниатюры" и "пророческие миниатюры". В "исторических миниатюрах" изображения, вписанные в инициалы, либо иллюстрируют ключевое событие следующего за этим инициалом текста, либо являются картинкой для одного начального слова (часто мало значащего).

За миниатюрами "нравоучительных" и "пророческих" библейских книг утвердилась достаточно твердая иконография сюжетов. Это, например, «Поучающий Соломон», "Иов на гноище" (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.8) в Притчах, "Богоматерь с младенцем" к Песни Песней. Персонажей на таких миниатюрах всегда мало и все их атрибуты сведены к минимуму. Все лица, как правило, схожи между собой, фон абстрактный, элементы архитектуры переданы предельно условно, часто в руках у пророков, апостолов и евангелистов свиток.

Большое значение для обилия украшений имело предназначение той или иной книги. Так предназначенная для мирян Псалтырь украшалась особо обильно. Самим псалмам в ней часто предшествовал целый цикл миниатюр. Здесь же раньше других стали появляться шутливые дролери. Не менее богато украшалась и Библия-вульгата (СМ.ПРИЛОЖЕНИЕ, РИС.9). Так называли латинский перевод Библии, выполненный в V веке св. Иеронимом и отредактированный в XIII веке в Парижском университете. К тексту часто прилагались неканонические книги, выдержки из трудов отцов церкви в качестве прологов к отдельным книгам Ветхого и Нового завета.

Напротив, мисалы (литургические книги, предназначенные для священника, с полным текстом мессы, хоровыми партиями, календарем, литаниями и пр.) иллюстрировались довольно скупо. Иногда они украшены лишь медальонами в виде знаков зодиака внизу страницы и верхними медальонами с изображениями сельскохозяйственных занятий по месяцам.

Тонкими были украшения маленьких карманных Библий в восьмушку листа (ит. m octavo). Текст здесь писался особым "бисерным письмом" (нем. perlschrift), который смотрелся орнаментом вокруг изысканных миниатюр.

Иллюминированные Библии не однородны по составу. Они содержат разное количество книг Ветхого и Нового Заветов. В различных сочетаниях могут встречаться обе части Библии, например, Новый Завет с Псалтирью, книга Бытие с Апокалипсисом. Наиболее ранним сохранившимся памятником иллюстрированной Библии является фрагмент рукописи, созданной в Риме в 350-380 гг., содержащий 4 листа с иллюстрациями, относящимися к Книге Царств (Кведлинбургская Итала - Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 485).

Иллюстрации раннехристианской Библии отличались исключительной обстоятельностью в передаче подробностей текста и сопровождали огромное число эпизодов, например, лондонская рукопись книги Бытие (Cotton Genesis. London. Otho. B. VI, кон. V - нач. VI в.), являющаяся копией александрийского оригинала V-VI вв., имела первоначально ок. 330 миниатюр, венская рукопись книги Бытие (т. н. Венский Генезис (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.)), созданная в Константинополе или Антиохии, включала 48 миниатюр. Тип иллюстраций, представленный в этих рукописях, сложился в тот период, когда основным видом книги был свиток, в котором иллюстрации располагались либо короткими полосами по горизонтали, разделяющими столбец текста, либо сплошной полосой во всю длину свитка (Свиток Иисуса Навина, византийская копия X в. раннехристианской рукописи - Vat. Palat. gr. 431). В кодексах, которые постепенно вытеснили из употребления свитки, первоначально сохранялся фризовый принцип расположения иллюстраций, например, в Венском Генезисе, Россанском кодексе (Евангелие от Марка и Матфея - Россано, кафедральный собор, VI в.), Синопском Евангелии (Paris. Suppl. gr. 1286, VI в.). Миниатюры, украшающие эти рукописи, точно следуют за текстом, отличаются драматизмом и подробностью, динамичным характером действия, обилием античных олицетворений. Сцены располагаются на узкой полоске позема или прямо на фоне, архитектурными кулисами обычно служат портики и полукруглые колоннады-экседры; персонажи, как правило, в римских одеждах, современных созданию иллюстрации.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Итальянское искусство эпохи Возрождения
В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности. Подъем новой культуры в Италии относится к 12 - 13 вв. Это, так называемый, период раннего Возрождения. Масштабы величайшего расцвета итальянског ...

Семиотика веера в контексте русского костюма
В качестве второй практической задачи рассмотрим знаковые функции в контексте русского костюма на примере такого аксессуара , как веер. Как уже отмечалось, культура - противоречивое и уникальное явление. Каждый ее элемент настолько непов ...

Искусство икебаны сегодня
С искусством икебаны в сознании европейца связан ряд признаков: четкая структурность и ассиметричность композиции, символизм и аллегоризм образа, строгая соотнесенность с временами года, определенность ее адресата в пространстве и во врем ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация