Иллюстрации в Библиях

Материалы » Иллюстрации в древневековых книгах » Иллюстрации в Библиях

Страница 2

Появляется и другой тип миниатюры, занимающей целый лист и тяготеющей к форме картины, обрамленной рамкой, например, миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.), которые свидетельствуют о том, что к кон. VI в. сложились определенные типологические особенности в оформлении книг Нового Завета, получившие дальнейшее развитие в византийском искусстве. Для них характерно наличие образов евангелистов, изображений важнейших евангельских событий, соответствующих годовому кругу праздников; сравнительные таблицы параллельных текстов из Евангелий (канонов) стали украшаться декоративной рамой в виде триумфальной арки. К данному виду рукописей относятся также Евангелие (Paris. Syr. 33, VI в.); Библия с 23 изображениями пророков (Paris. Syr. 341, VII в.); созданное в Италии латинское Евангелие с 2 листовыми миниатюрами с изображением евангелиста Луки и евангельских сцен (Cambr. Corpus Christi. Ms. 286, 600 г.); Евангелие, украшенное таблицами канонов (Vat. Lat. 3806, VI в.); Пятикнижие Ашбернема, созданное в Италии или Испании, с большими миниатюрами, включающими многочисленные сцены, которые сопровождаются комментариями (Paris. Nouv. acq. lat. 2334, кон. VI - нач. VII в.).

Библейские иллюстрации послужили богатейшим источником для многих монументальных росписей. Повествовательные ветхозаветные циклы и сюжеты, имевшие в христианской традиции прообразовательное значение (напр., Три отрока в печи - Воплощения Спасителя), изображались во фресках катакомб, широко использовались в рельефах саркофагов, мелкой пластике. В качестве примеров, прямо указывающих на иллюстрации Библии как источник, можно назвать серебряный реликварий из музея Брешии (360-380), в рельефах которого представлены история Иакова, Моисея, Сусанны, прор. Даниила, Ионы и мозаики центрального нефа базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440).

Иллюминированные Библии в XIII-XIV вв. создавались в скрипториях Киликийской Армении, пережившей в этот период подъем в области искусства книжной иллюстрации. Киликийская миниатюра отличается необычайным богатством орнаментики (Jerus. Arm. 1925, 1269 г.; Матен. 375, 1270 г.; Библия царя Гетума II - Матен. 180, 1295 г.). Сохранилось несколько подписных и датированных манускриптов, украшенных Саркисом Пицаком (Venez. Mechit. 1508, 1319 г.; Матен. 2627, 1338 г.), Торосом Таронаци (Матен. 353, 1317 г.; Библия Есаи Нчеци - Матен. 206, 1318 г.; Venez. Mechit. 1107, 1332 г.), Авагом (Библия 1314 г. с миниатюрами 1358 г.- Матен. 6230).

Лицевые Библии были широко распространены в западноевроп. искусстве. В отличие от византийских библейских книг латинские иллюстрированные Библии включали, как правило, полный объем ветхозаветного текста Вульгаты и книги Нового Завета. Число иллюстраций со временем увеличивалось. Библии в IX в. имели иллюстрации ветхозаветной части от книги Бытие до Пророков, в Новом Завете помещалось изображение Христа во славе с символами евангелистов, апокалиптического Агнца, Св. Троицы (Lond. Add. 10546; Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура - Karol. 3. V, 870 г.). В XI-XII вв. преобладало орнаментальное украшение книг, хотя создавались отдельные рукописи с иллюстрациями в лист (Эрланген, библиотека университета. 121, XII в.). Наибольшую популярность лицевые Библии получают в искусстве готики. Изящные фигурки и целые сцены вписываются в инициалы, украшенные искусно выполненными орнаментальными мотивами, схожими с витражами готических храмов (напр., РНБ. Лат. Q. v. I. 227, XIII в.; РНБ. Лат. O. v. I. 174, XIII в.; МГУ НБ. Инв. и: 288703, 1240-1250 гг.). В XIII в. была создана т.н. Нравоучительная Библия, состоявшая из циклов миниатюр с краткими пояснительными текстами, содержащая более 5 тыс. рисунков (напр., Толедо, сокровищница собора, ок. 1230). В XIV в. получает распространение иллюстрированная Библия бедных. В XV-XVI вв. с началом книгопечатания появляются Библии с гравированными иллюстрациями, напр., изданные Г. Цайнером (Аугсбург, 1475), Сензеншмидтом и Фриснером (Нюрнберг, 1475), Пфланцманном (Аугсбург, 1475), они сопровождались 57 иллюстрациями. Издания Г. Квентеля (Кёльн, 1478-1479) и А. Кобергера (Нюрнберг, 1483) имели более 100 иллюстраций. Последующие издания, использовавшие резные доски Кёльнской Библии, выходили в Аугсбурге, Страсбурге и Гуттенберге.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Максимов В.В
В первую очередь тут следует назвать В.В. Максимова (1844-1911) - автора картины "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу" (1875). Художник разрабатывает особенно популярный в предшествующем искусстве мотив свадебного, брачного р ...

Эстетическое своеобразие художественной культуры мусульманских народов
При анализе исторического взаимодействия искусства и ислама особенно наглядно видна общеисторическая закономерность раз­вития духовной, и в особенности художественной, культуры. В этом процессе постоянно сталкиваются, взаимодействуют, вза ...

Искусство Новгорода и Пскова XIV—XV веков
Считается, что Господин Великий Новгород остался в стороне от тех событий, в которых решались судьбы Руси, что общерусский подъем задел его лишь косвенно, что Новгород был одним из тех немногих городов, которые не выставили своих ратей на ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация