Алфавитно-предметный указатель

Материалы » Изучение эффективности использования систематического каталога » Алфавитно-предметный указатель

Страница 1

Поиск нужного отдела непосредственно по каталогу невозможен в тех случаях, когда читатель к какой отрасли знания относится интересующая его проблема. Для облегчения поиска к систематическому каталогу составляется алфавитно-предметный указатель, который часто называют 2ключом» к каталогу.

Основная функция АПУ – облегчить читателю поиск нужного отдела каталога, в котором он найдет описание произведений печати по интересующему его вопросу. Одновременно АПУ служит средством установления связей различных аспектов одного предмета, литература о котором в каталоге рассредоточена. Объединение в АПУ в одном месте многоаспектной тематики облегчает читателю разыскание литературы, освещающей тему с различных сторон.

АПУ помогает библиотекарю при классифицировании и составлении систематического каталога: проверяя по каталогу решения, принятые при классифицировании, библиотекарь постоянно обращается к АПУ, что имеет особое значение в тех случаях, когда предмет не отражен в АПУ к таблицам классификации.

Предметные рубрики АПУ состоят, как правило, из заголовка (одно или несколько слов или развернутое словосочетание) и подзаголовка, уточняющего, ограничивающего заголовок. В соответствии с правилами русского языка для формулировок в указателе используются следующие части речи: существительные, прилагательные и причастия, выполняющие функции существительных, существительные в сочетании с прилагательными, глаголами, числительными, наречиями.

Комплексную функцию в АПУ выполняет первое слово предметной рубрики, образующее узкий комплекс тематически связанных предметных рубрик. К выбору ведущего слова нужно подходить особенно внимательно, предпочтение следует отдавать прямым формулировкам, особенно если прилагательное образует с существительным устойчивое словосочетание.

Предметные рубрики формулируются, как правило, в именительном падеже. При этом может употребляться как единственное, так и множественное число, а иногда – оба одновременно. Применение этих чисел связано с характером тех или иных понятий, и систематизатор должен проанализировать целесообразность представления в указателе рубрик в том или ином варианте для улучшения поиска.

Как правило, в АПУ применяется полная форма наименования предмета, а от краткой формы дается к ней отсылка. Некоторые аббревиатуры, имеющие широкое распространение, могут применяться в качестве предметных рубрик в порядке исключения. Важно не допустить одновременного использования полной и сокращенной форм. Иностранные термины желательно представлять в виде русских эквивалентов (от иностранного термина можно дать отсылку).

Написание фамилий иностранных деятелей следует уточнить по справочникам. В персональных рубриках в скобках указываются годы жизни или год рождения, установленные по справочной литературе. Желательно применять полную форму имени деятеля, а не инициалы, так как этот признак оказывает существенную помощь читателю при работе АПУ.

Наиболее распространена карточная форма указателя, когда каждую рубрику указателя пишут на отдельной карточке, а карточки расставляют по алфавиту в каталожных ящиках рядом с систематическим каталогом. Индекс, указанный в рубрике, отсылает читателя к тому отделу каталога, где он найдет библиографические описания произведений печати о данном предмете.

В АПУ используются три вида карточек: простые, содержащие наименование предмета и индекс, сводные и справочные. Сводные карточки составляются в тех случаях, когда литература об одном предмете в зависимости от аспекта его рассмотрения находится в разных делениях каталога. Именно сводные карточки, в которых тема представлена многоаспектно при помощи нескольких подрубрик, делают АПУ средством установления связей. Подрубрики на сводной карточке располагаются, как правило, в алфавитном порядке.

Справочная карточка разъясняет читателю, где искать однотипную литературу, находящуюся во многих отделах каталога, перечень которых занял бы слишком много места и затруднил пользование указателем.

Справочно-ссылочный аппарат указателя это общие ссылки и отсылки («см»). Поиск читателя направляет от непринятого или устаревшего термина к принятому в АПУ и употребляются при написании фамилий имен, псевдонимов, введении в указатель полной (или краткой) формы наименования. Все случаи применения ссылки «см» перечислить трудно. Систематизатор должен предложить путь поиска и предугадать возможное обращение к АПУ, сориентировать в нем читателя. Частные ссылки «см. также» применяются в АПУ очень редко, поскольку указатель в первую очередь должен дать оперативную и конкретную справку.

Одной из наиболее сложных проблем составления и ведения АПУ можно назвать отражение в нем понятий, введенных в таблицы общих и специальных типовых делений ББК. Традиционный для АПУ метод образования сложных рубрик в этом случае применить нельзя, так как число подзаголовков может достигать нескольких десятков, и читателю будет очень сложно сориентироваться в них. Резко возрастает при этом и объем указателя.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Балет в эпоху Просвещения
В 18 в. стремительно развивались оба стиля танца – благородный и виртуозный. В области театрального танца появились мастера, сформировавшие свой индивидуальный стиль. Наряду с Дюпре это был блистательный Гаэтан Вестрис (1729–1808), высоко ...

Импрессионизм
Живопись. В 1874г. в одном из парижских Салонов открылась выставка тогда еще совсем неизвестных художников. Среди них были Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Поль Сезанн и др. К этой группе художников были близ ...

Поздние картины. Проповеди Саванаролы. Закат творчества художника
В последний период творчества Боттичелли болезненное беспокойство художника сменяется настроением мрачного отчаяния. Это настроение связано было, несомненно, с бурным развитием событий во Флоренции в конце 15 века. Еще при жизни Лоренцо В ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация