Надписи на разделителях

Материалы » Изучение эффективности использования систематического каталога » Надписи на разделителях

Оформление систематического каталога направлено на то, чтобы раскрыть для читателей логику его построения. Трудность этого заключается в том, что классификационная система с ее сложными видами связей между рубриками в систематическом каталоге должна быть представлена в линейной форме, в которой нужно внешне отразить подчинение, соподчинение и другие связи между делениями. Если в таблицах классификации и печатном каталоге в текст могут быть включены необходимые примечания и пояснения, подчиненность и соподчиненность рубрик показана с помощью различных шрифтов и других средств полиграфии, то в карточном каталоге возможность показа взаимоотношений между отделами ограничены. Главную роль в оформлении выполняют разделители, которые возглавляют каждый отдел каталога. На разделителях помещаются все необходимые пояснения.

Разделительные карточки в систематическом каталоге содержат значительную информацию на лицевой стороне. Поле разделителя условно делится на три зоны. В первой верхней части (выступ в 1 – 1,5 см ниже него) помещаются классификационный индекс и наименование деления, дополненные при необходимости несколькими словами, предложением, раскрывающим содержание наименования деления. Эти записи на разделителях выполняются таким образом, чтобы поле выступа было использовано максимально. Нет необходимости писать слишком крупно, но нельзя использовать и слишком мелкий шрифт, вызывающий необходимость приблизиться к ящику, экономить надо на пробелах между строками.

Вся остальная площадь разделителя разбивается вертикальной полосой на две неравные части, из которых левая должна быть шире и составлять примерно 2/3. С левой стороны помещается заголовок «Основные деления», после которого столбиком, друг под другом приводятся основные деления следующей (для деления, указанного на выступе разделителя) ступени. Если перечень основных делений не помещается на одном разделителе, он переносится на следующую карточку разделителя, которую предварительно готовят из материала того же цвета (можно из разделителя), размером 75 *125 мм. (без выступа). Правила переноса стандартны: в нижней части первого разделителя пишется «см. след. карт.», в центре второго, перед продолжением текста, пишется слово «продолжение». Если приходится размещать перечень на нескольких карточках, то после слова «продолжение» указывается порядковая цифры. На второй карточке, внизу слева, указывается классификационный индекс первой карточки разделителя.

Правая часть поля разделителя отведена для ссылочно-справочного аппарата. Не выносятся на разделитель из таблиц классификации только методические указания, адресованные систематизатору. Все ссылки, а также методические указания, раскрывающие способ организации материала в данном делении обязательно должны выноситься на разделитель. В сложных или спорных случаях следует поставить себя на место читателя и подумать, нужны ли ему на разделителе те или иные указания из таблиц.

Часто возникает вопрос о том, каковы границы приведения на разделителях «основных делений», всегда ли нужно их перечислять. Если деления следующей ступени переходят из данного каталожного ящика в следующий, то основные деления указывать нужно обязательно, а если внутреннее оформление каталога – наглядно показывает какие деления находятся на следующей степени (они расположены в одном каталожном ящике и выражены формой и размерами разделителей), то в приведении перечня нет никакой необходимости.

В тех случаях, когда третья зона (правая часть поля) оказывается свободной от методических указаний и ссылок, основные деления можно размещать по всей ширине разделителя. Некоторые библиотеки используют этот способ, размещая ссылочно-справочный аппарат сразу же после перечня основных делений.

Процесс оформления каталога не может быть однократным – это постоянная работа, связанная с ростом и развитием каталога. Очень важно поэтому, чтобы выработанные однажды принципы оформления (виды разделителей, размеры, цвет и т.д.) были закреплены в документе, лучше всего – в технологической инструкции; тогда можно будет сохранить внутреннее единство оформления каталога при смене систематизаторов.

Статьи по теме

Корни древнерусской иконописи
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо о ...

Монументальная живопись Новгорода
В изобразительном искусстве Новгорода XII—XIII вв. одно из ведущих мест принадлежало монументальной живописи. Редкий из новгородских каменных храмов не был тогда расписан фресками, хотя, к сожалению, почти все росписи уже погибли. Оконча ...

Илья Пророк
"Илья Пророк" заставляет перенестись в художественную атмосферу иного, более позднего времени, чем предшествующие иконы. Сосредоточенность и спокойствие образа, соразмерность и уравновешенность композиции, деликатная лёгкость и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация