Эстетическое отношение и постижение мира наряду с моралью, религией, наукой и другими формами общественного сознания занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.
Центральным звеном эстетического освоения действительности справедливо принято считать искусство. Искусство, являясь частью духовной культуры, сосредотачивает в себе главные смысловые идеи времени, которые находят свое воплощение в оригинальных, художественно-выразительных формах, созданных людьми, наделенными уникальной природной способностью, умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности: словом в литературе, цветом в живописи, интонацией в музыке, игрой актеров в театре и т.д.
Искусство — это результат индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности.
Искусство — это нерасторжимое единство мимистического (подражательного) начала и самовыражения художника.
Искусство — это совокупность всех видов искусств и реально существующих (художественных) произведений.
Искусство не может существовать вне культуры; являясь социальным явлением, оно должно быть осмыслено в ее контексте. Время выдвигает выдающихся мастеров искусства. С именем Пушкина, например, отождествляют «золотой век отечественного искусства вообще и литературы в частности; с поэтами начала ХХ в. — век серебряный. Именно в их творчестве наиболее ярко отразилось соответствующее историческое время со всеми ему присущими проблемами и противоречиями. Художник чуток к тем изменениям, тенденциям, которые только зарождаются в обществе, он посвоему осмысливает то, что не замечается большинством или оценивается иначе. Художник многое ощущает, переживает и выражает острее, чем обычные люди.
Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние. Искусство не только ассимилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художественные формы, а затем экстраполируя на общественное сознание, но и специфическим образом воздействует на в их, и приводя к некоторой трансформации. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.
Общеизвестны, к примеру, взаимоотношения морали и искусства. Их можно проследить со времен становления человеческой культуры. Укоренившись в общественном сознании, моральные нормы всегда искали себе закрепление и в художественных формах. Все мифологии мира пропитаны моральными принципами, оценками, установка свойственными определенному времени, месту и этносу. Моральные императивы средневековья нашли свое воплощение в печатных сводах религиозной литературы: Библии, Коране, Талмуде, житиях святых, патериках, других клерикальных жанрах.
Светское искусство также неотделимо от использования моральных установок как общечеловеческого, так и национального характера, классового, сословного, возрастного характера.
Вспомним недавнее прошлое. Мы все не раз обращались к детским стихам В. Маяковского или К. Чуковского. У первого читаем:
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?
Центральный нравственный вопрос поставлен четко. А дальше поэт разворачивает панораму действий, поступков, событий, оценивая их с позиций хорошего и плохого. Весь мир предстает как антитеза, где есть мир света и добра, с одной стороны, а с другой — темных сил и зла.
У Чуковского в «Мойдодыре» декларируется одна очень простая и понятная для детей мысль:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А Нечистым трубочистам — стыд и срам, стыд в срам.
Это примеры того, как искусство воплощает в художественных образах общепринятые моральные установки.
Но Искусство может быть и бунтарским, выступать с критикой общепризнанной, консервативной морали. В связи с этим можно обратиться к творчеству Л. Толстого. Его романы «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната» есть не что иное, как острая, нелицеприятная критика светской морали с элементами лицемерия и ханжества.
Статьи по теме
Подготовка речи в зависимости от вида монолога
Итак, выбор способа изложения определяется темой высказывания. Значит, приступая к подготовке устного монолога, необходимо прежде всего продумать, о чем мы будем говорить - выбрать тему. Затем надо сформулировать тему будущего выступления ...
Сущность и функции систематического каталога
Систематический каталог – один из видов библиотечных каталогов. Он раскрывает содержание книжного фонда в отраслевом разрезе, отражая составные части в их логической связи и соподчиненности.
Каталог выполняет две основные функции:
1.
...
Живопись как источник по истории России
Изучение живописи как источника по истории открывает удивительные связи: оказывается, реальная жизнь языка прямо связана с политикой, идеологией, экономическими преобразованиями.
Пути развития русского искусства II половины XIX в. во мно ...