Святой Георгий в поэзии XX века

Материалы » Значение образа Георгия Победоносца в художественной культуре » Святой Георгий в поэзии XX века

Страница 3

Новая, резко возросшая роль религиозного искусства связана с мировоззренческим переворотом. Будучи прямым результатом пересмотра господствовавших в среде интеллигенции в 1860-е – 70-е годы духовно-этических ценностей, он сказался, в первую очередь, в изменении отношения к религии. Всплеск неоромантических настроений в 1880-е годы как явления всемирного приобрел благодаря событиям российской истории (таким как народническое движение, великие реформы, наконец, убийство царя-реформатора) неповторимый отпечаток и своеобразие. Новая, резко возросшая роль религиозного искусства в России в конце XIX – начале ХХ века связана с изменением отношения интеллигенции к религии, что в свою очередь явилось причиной изменения места религиозного искусства в системе высокого искусства.

Русский человек очень чувствителен к слову. Поэтому так востребован символический образ Георгия Победоносца в русской литературе XIX – XX века. Его героический образ встречается в произведениях Пушкина, Чехова, он был очень востребован поэтами серебряного века.

Образ Георгия Победоносца всегда был символичен для русского народа, он «всплывал» в сознании людей в самые трудные времена, во времена разлома, когда у человека не остаётся ничего, кроме веры. И на рубеже уже XX-XXI вв. образ Георгия вновь становится значимым, лишь его смысл несколько видоизменяется: ранее являясь символом духовных и религиозных исканий, ныне образ Святого Георгия становится символом воинской доблести, уважения к погибшим в боях. Так храм - памятник святого великомученика Георгия Победоносца на Средней Рогатке возведен к 50-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной (II Мировой) войне и в память погибших. Строительство храмов – это не единственный признак «возрождения образа», подвиг великомученика не обошли и скульпторы современности, возведшие в Москве три памятника: на Трубной площади, стелла на Поклонной горе, входящая в ансамбль часовни и монументов близ неё и «статуэтка» Святого Георгия, увенчивающая Часы – купол на Манежной площади. Так на рубеже 20 – 21 вв. образ Георгия Победоносца возрождается в России.

О том, что образ святого популярен и в наши дни могут свидетельствовать некоторые факты. Стоит отметить, что святого изображают и в настоящее время, примером может служить работа В. Стекольщикова «Добро и зло». Так же проводятся мероприятия в честь святого.

30 октября 2008 года в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар хоккейной сборной России икону великомученика Георгия Победоносца. Алексий II выразил надежду на то, что молитвы святого великомученика будут способствовать успехам российских спортсменов.

6 мая 2008 года в Петербурге, в особняке Румянцева была открыта выставка "Образ Святого Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга". В экспозиции представлено 50 работ, выполненных ведущими петербургскими художниками в самых разных жанрах и направлениях: от икон до абстрактных композиций. Все представленные на выставке работы изображают святого покровителя русского воинства. В основе большинства из них лежит традиционный сюжет – святой Георгий, поражающий копьем змея.

12 мая 2009 года открыта выставка «Образ св. Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга». Выставка состоится в Государственном музее истории города Санкт-Петербурга. Одновременно начинает свою работу научная конференция, которая так же посвящена значению этого святого в мировой художественной культуре. Ученые Санкт – Петербургского университета культуры рассматривают эту проблему в контексте философии культуры, искусствоведения и истории. Все это свидетельствует о том, что образ Святого Георгия широко изучается в настоящее время и, несомненно, актуален.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме

Духовная жизнь общества
" В отличие и от природы, и от общества, и от самого человека, культура оказывается системой, образуемой взаимопревращением трех конкретных форм ее реального существования, трех модальностей: человеческой, в которой культура предстае ...

Философско-эстетическая альтернатива ислама
В процессе длительной борьбы двух основных направлений в ис­ламе — сунизма и шиизма — к победе в официальной, основной церкви пришел наиболее ортодоксальный и нетерпимый ко вся­ким изменениям сунизм. Это проявилось и в отношении к пробле ...

Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития
В IV – III тыс. до н.э. на территории Двуречья – долине рек Тигр и Евфрат – возникла и утвердилась высокая культура. Это был один из древнейших очагов человеческой цивилизации. В Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли дру ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация