Святой Георгий в поэзии XX века

Материалы » Значение образа Георгия Победоносца в художественной культуре » Святой Георгий в поэзии XX века

Страница 3

Новая, резко возросшая роль религиозного искусства связана с мировоззренческим переворотом. Будучи прямым результатом пересмотра господствовавших в среде интеллигенции в 1860-е – 70-е годы духовно-этических ценностей, он сказался, в первую очередь, в изменении отношения к религии. Всплеск неоромантических настроений в 1880-е годы как явления всемирного приобрел благодаря событиям российской истории (таким как народническое движение, великие реформы, наконец, убийство царя-реформатора) неповторимый отпечаток и своеобразие. Новая, резко возросшая роль религиозного искусства в России в конце XIX – начале ХХ века связана с изменением отношения интеллигенции к религии, что в свою очередь явилось причиной изменения места религиозного искусства в системе высокого искусства.

Русский человек очень чувствителен к слову. Поэтому так востребован символический образ Георгия Победоносца в русской литературе XIX – XX века. Его героический образ встречается в произведениях Пушкина, Чехова, он был очень востребован поэтами серебряного века.

Образ Георгия Победоносца всегда был символичен для русского народа, он «всплывал» в сознании людей в самые трудные времена, во времена разлома, когда у человека не остаётся ничего, кроме веры. И на рубеже уже XX-XXI вв. образ Георгия вновь становится значимым, лишь его смысл несколько видоизменяется: ранее являясь символом духовных и религиозных исканий, ныне образ Святого Георгия становится символом воинской доблести, уважения к погибшим в боях. Так храм - памятник святого великомученика Георгия Победоносца на Средней Рогатке возведен к 50-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной (II Мировой) войне и в память погибших. Строительство храмов – это не единственный признак «возрождения образа», подвиг великомученика не обошли и скульпторы современности, возведшие в Москве три памятника: на Трубной площади, стелла на Поклонной горе, входящая в ансамбль часовни и монументов близ неё и «статуэтка» Святого Георгия, увенчивающая Часы – купол на Манежной площади. Так на рубеже 20 – 21 вв. образ Георгия Победоносца возрождается в России.

О том, что образ святого популярен и в наши дни могут свидетельствовать некоторые факты. Стоит отметить, что святого изображают и в настоящее время, примером может служить работа В. Стекольщикова «Добро и зло». Так же проводятся мероприятия в честь святого.

30 октября 2008 года в Москве Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар хоккейной сборной России икону великомученика Георгия Победоносца. Алексий II выразил надежду на то, что молитвы святого великомученика будут способствовать успехам российских спортсменов.

6 мая 2008 года в Петербурге, в особняке Румянцева была открыта выставка "Образ Святого Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга". В экспозиции представлено 50 работ, выполненных ведущими петербургскими художниками в самых разных жанрах и направлениях: от икон до абстрактных композиций. Все представленные на выставке работы изображают святого покровителя русского воинства. В основе большинства из них лежит традиционный сюжет – святой Георгий, поражающий копьем змея.

12 мая 2009 года открыта выставка «Образ св. Георгия Победоносца в искусстве современного Петербурга». Выставка состоится в Государственном музее истории города Санкт-Петербурга. Одновременно начинает свою работу научная конференция, которая так же посвящена значению этого святого в мировой художественной культуре. Ученые Санкт – Петербургского университета культуры рассматривают эту проблему в контексте философии культуры, искусствоведения и истории. Все это свидетельствует о том, что образ Святого Георгия широко изучается в настоящее время и, несомненно, актуален.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме

История развития и становления натюрморта как вида изобразительного искусства
Богат и значителен реалистический опыт, накопленный в жанре натюрморта, воздействующего на зрителя в результате ассоциативных чувств, представлений и мыслей, возникающих при восприятии правдиво изображенных предметов натуры. Достоверное и ...

Протестантизм как идейная основа Реформации
Реформация - это социально-религиозное движение XVI века, осуществившее пересмотр ценностей средневековой культуры в соответствии с потребностями Нового времени. Начало XVI века - это эпоха радикальных перемен в европейской культуре, в э ...

Значение творчества импрессионистов в мировой культуре
В истории мировой культуры импрессионизм оставил яркий, неповторимый след, оказав глубокое воздействие на обогащение чувства прекрасного. Для человека XIX столетия осмысление импрессионистических открытий равнозначно, прежде всего, приобщ ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация