Влияние французской культуры

Материалы » Культура просвещенного абсолютизма » Влияние французской культуры

Культура просвещенного абсолютизма в России впитала в себя влияние французской культуры не только на уровне императрицы и ее ближайшего окружения, но и определенным образом повлияла на состояние духовного климата общества, в котором тенденция украшать себя новомодными французскими платьями, прическами, шляпами сменилось украшением ума, главным средством которого стало изящное чтение. Проводниками высокой французской культуры просвещения стали гувернеры второго привоза (французские республиканцы). За время от Петра I до Екатерины II в дворянской среде сменились три направления в образовании и воспитании. Как известно, Петр I принуждал учиться дворян новым техническим знаниям и специальностям, при его дочери Елизавете Петровне дворяне ориентировались более на усвоение французского великосветского этикета, Екатерина же создала условия для достаточно широкого знакомства русской сословной знати и богатых торговых и купеческих людей с гуманитарной культурой: философией, историей, литературой и искусством. Но как ни старалась императрица противостоять внедрению в сознание людей прогрессивных революционных идей, они все-таки постепенно пускали свои корни в российской почве. Этому содействовали не только привозимые из Европы в Россию книги, но и иностранцы-гувернеры и путешественники, а также наши соотечественники, побывавшие в различных странах мира. В XVIII в. путешествие превратилось в особый инструмент познания, в котором воедино были слиты эмоциональное и рациональное начало. Путешествие дало возможность составить собственное мнение о жизни и нравах других народов.

Внедрение прогрессивных революционных идей в сознание передовых представителей общественно-политической мысли России привело к тому, что она раскололась на официальную и альтернативно-критическую. Основным вопросом общественно-политической мысли остался вопрос о самодержавии. Под влиянием французского рационализма и идей Просвещения крепла критика феодальных форм государственного правления, появлялись и обосновывались идеи необходимости ограничения самодержавной власти императора. Наряду с господством идеи «мудреца на троне» возникает и противоположная: «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому существу состояние». Мысль эта принадлежала Радищеву, автору оды «Вольность» – первого революционного стихотворения России, которого после выхода книги «Путешествие из Петербурга в Москву» императрица назвала «бунтовщиком хуже Пугачева». По ее личному приказу Радищев был заточен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни, но под напором общественного мнения помилован и сослан на 10 лет в далекий сибирский острог Илимск. Можно сказать, что Радищев был одним из первых политических диссидентов и узником совести в Российском государстве.

В вопросе критики крепостничества и феодального абсолютизма смыкались прогрессивные представители просвещенных дворян и русского крестьянства. После подавления пугачевского бунта сатирические журналы Н.И. Новикова («Трутень», «Кошелек», «Живописец») активно критиковали крепостничество как социальное зло, но призыва к свержению еще не было. Новиков ждал преобразований сверху. В 1792 г. он был арестован, заключен в Шлиссельбургской крепости и вышел оттуда через 4 года совершенно сломленный духовно и физически.

Так крепла традиция преследования политического инакомыслия, начатая в России Иваном Грозным, поддержанная патриархом Никоном, Петром I и последующими российскими самодержцами. В это же время в общественном сознании и духовной культуре передовой дворянской интеллигенции проникают и получают распространение идеи масонства, окрашенные просветительским утопизмом.

Статьи по теме

Культурное строительство Беларуси после октября 1917 года
Первая мировая война, две революции 1917 года, длительная иностранная интервенция, гражданская война и поиски лучшего пути для создания белорусского национального государства – все это будет далеко не полный перечень исторических событий, ...

Исскуство книги
В Османской империи, как и в любой стране ислама, «искусство книги» занимает особое место, поскольку необходимо хранить и распространять священный текст Корана. Для мусульман коранический текст свят: записывать или читать его — само по се ...

Функции культуры
1. Гуманистическая, или человекотворческая, - воспитание, взращивание, возделывание духа, по Цицерону - «cultura animi». Она направлена на превращение богатства совокупной человеческой истории во внутреннее достояние личности и является у ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация