Храм Посейдона

Материалы » Загадка Атлантиды » Храм Посейдона

Страница 1

Как рассказывает Платон, на акрополе был храм, посвященный одному Посейдону. Он имел 193 м в длину (1 стадий), 96 м в ширину (3 плетра) и «соответствующую высоту». Платон рассказывает: « . всю внешнюю поверхность храма они выложили серебром . акротерии золотом, внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости, весь испещренный золотом, серебром и орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог на колеснице, правящий шестью крылатыми конями, вокруг него сто нереид на дельфинах, а также много других статуй. Снаружи, вокруг храма стояли золотые изваяния . Алтарь по величине и отделке был соразмерен этому богатству .».

Из описаний Платона можно почерпнуть лишь самые общие сведения: храм здание большое и богато украшенное, и не более!

Описание храма с указанием почти всех размеров, деталей и материалов, увы, не дает никаких примет внешнего вида этого грандиозного здания. Скорее, наоборот, оно порождает множество вопросов. Поражает, например, размер храма. Попробуем представить себе такой храм на Красной площади Москвы. По ширине он начался бы от тротуара у Торговых рядов, вплотную подошел бы к трибунам и вошел бы на ступени Мавзолея. Длина его, при этом протянулась бы вдоль всех трибун. Такой храм поглотил бы все пространство Красной площади! А ведь и сегодня, в XX в. Красную площадь не назовешь маленькой.

Небезынтересно сравнить храм Посейдона с самыми крупными сооружениями античности. Крупнейшие греческие храмы Артемиды в Эфесе или Аполлона в Дидимах, а также египетский храм Амопа (XVI в. до н. э) в Карнаке в два раза меньше храма Посейдона но длине и в три — по ширине.

Высота самых крупных античных храмов не превышала 30 м.

В своих диалогах Платон указывает точные размеры длины и ширины храма Посейдона, а о высоте говорит уклончиво: «соответствующую высоту». Некоторые атлан-тологи считают, что высота должна соответствовать ширине, т.е. равняться 100 м. Другие полагают, что высота должна согласовываться с огромными размерами здания. Нам представляется верным последнее мнение. В сейсмических условиях острова Стропгеле сооружение помещений большой высоты не только опасно для жизни людей, но и требует постоянных чрезмерных затрат сил и времени на их восстановление. В XVII в. на Крите и на Строителе было три крупных землетрясения. Каждое из них разрушало города. Однако маленькие помещения дворцов восстановили быстро. Восстановление же храма в 100 м высотой и 200 м длиной должно было длиться не десятилетия, а столетия, и храм Посейдона постоянно стоял бы в развалинах.

Здесь уместно вспомнить минойские дворцы на Крите. У них невозможно назвать одну высоту, поскольку дворцы состоят из множества разновысотных объемов. Похоже, что единой высоты не имел и храм Посейдона. Может быть, именно поэтому Платон и не назвал ее. Это тоже говорит в пользу нашей гипотезы и свидетельствует о том, что ми-нойцы и атланты — это один и тот же народ, поскольку принцип архитектурного решения, весьма самобытный, у них был один.

Вторым, принципиально важным, вопросом является вопрос о том, где могли разместить храм Посейдона его потомки. Могли ли атланты разместить храм в центре акрополя, рядом с маленьким храмом-святыней? Это увеличило бы размер, а значит, и значение центра. Такое решение возможно. Однако в нашем конкретном случае при центричной композиции как горы, так и всего острова, оно имеет весьма существенные недостатки. Кратер — это небольшая заглубленная площадка, размером не более 50 м в диаметре. Чтобы поставить рядом с ней огромный храм Посейдона, пришлось бы наращивать ширину горы. Но и это не главное, в этом случае была бы исковеркана форма горы и нарушена созданная самой природой центричная композиция острова и горы. Древние обожествляли природу и тонко чувствовали все ее особенности. Прекрасный силуэт горы-вулкана, символ бога Посейдона был бы зрительно «разрушен» огромным объемом .храма.

Что же могли расположить атланты вблизи своей святыни? Думается, атланты оставили значительную часть горы ниже маленького храма свободной. Создали своебразную паузу. Вероятно, это место заняла священная роща Посейдона. Все крупные постройки: храм Посейдона, дворец царей, жилища приближенных и стражи размещались в ее нижней части.

О том, каким мог быть храм Посейдона, естественно, можно только гадать. Катастрофа навсегда скрыла его облик. Однако попытаемся все же представить его. Для этого вначале очертим контуры, за которые воображение не должно выходить, и перечислим элементы, которые, как нам представляется, храм должен включать.

Первым характерным признаком культового здания или, вернее, места культа (ведь на минойском Крите и на острове Строителе пока не обнаружено храмов) является особое ландшафтное образование — пещера в склоне горы. А. Молчанов в своем исследовании по государственному устройству минойского Крита пишет: «Общение с божеством проходило в горном пещерном святилище. После этого царь отдавал подданным распоряжения. Минос будто бы принес свои законы из священной пещеры Зевса».

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Буддизм как основная религия Таиланда
О религии можно сказать, что в Таиланде подавляющее большинство населения королевства около 94,6 % жителей исповедуют буддизм и 4,6 % являются мусульманами — в основном это малайцы, проживающие на юге страны. Важнейший элемент духовной жи ...

Происхождение балета как придворного зрелища
В конце эпохи Средневековья итальянские князья уделяли большое внимание пышным дворцовым празднествам. Важное место в них занимал танец, что породило потребность в профессиональных танцмейстерах. Мастерство ранних итальянских учителей та ...

Общая характеристика понятия иконопись
Иконопись (от икона и писать), иконописание, иконное писание. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация