Сделала шаги вперед система образования в России. Хотя она по-прежнему оставалась трехступенчатой, но была дополнена новыми структурами.
Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.
Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905 г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7 тыс., а в 1914 г. - 28,2 тыс. В 1900 г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г. - уже около 6 млн.
Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов.
В 1896 г. по инициативе и на средства торгово-промышленной буржуазии была создана сеть коммерческих училищ, дававших среднее семилетнее, восьмилетнее образование, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.
С 1912 г. были введены в действие высшие начальные училища, куда можно было поступить после начальной школы и далее без экзамена перевестись в средние учебные заведения. Большие изменения произошли и в высшей школе. В условиях революционного подъема царское правительство восстановило автономию высших учебных заведений, разрешило студенческие организации и выборы деканов и ректоров. В 1909 г. был основан очередной (девятый) университет в Саратове. Новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске.
Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. В 1911 г. было юридически признано право женщин на высшее образование.
К 1912 г. насчитывалось 16 технических высших учебных заведений. Широкое распространение получили частные высшие учебные заведения. В 1908 г. через Думу был проведен законопроект об открытии первого народного университета. Работавший в 1908 – 1918 гг. на средства либерального деятеля генерала А. Л. Шанявсного, университет давал среднее и высшее образование и способствовал демократизации высшей школы. В него принимались лица обоего пола независимо от национальности и политических взглядов. К 1914 г. насчитывалось около 105 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 127 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.
Уровень грамотности повысился до 39%. Сеть культурно-просветительских учреждений наряду с воскресными школами была дополнена рабочими курсами, просветительскими рабочими обществами и народными домами. Учреждались они, как правило, на средства состоятельных людей и представляли собой своеобразные клубы с библиотекой, актовым залом, чайной и торговой лавкой.
Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши деньги).
Статьи по теме
«Русская троица» и их первые сборники
В начале 30-х гг. 19 в. во Львове поднимается новая волна национального движения. В это время начинает функционировать кружок студенческой молодежи во главе с “Русской троицей”, который ставит перед собой задачу вводить в русских кругах р ...
Умбрийская школа XV век
В Умбрии в XV веке не было крупных городов, много пространства занимали помещичьи угодья, поэтому и в искусстве дольше жили и были ярче феодальные, средневековые традиции.
Искусство Умбрии декоративно, лирично, мечтательно и религиозно. ...
Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
Направления, течения и стили в искусстве являются своеобразными "визитными карточками", отмечающими напряженную духовную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — "зеркало ду ...