Просвещенный абсолютизм

Материалы » Культура просвещенного абсолютизма » Просвещенный абсолютизм

Страница 2

Общая духовная атмосфера, естественно, нашла свое отражение в художественной жизни, культуре, практике искусства второй половины XVIII в. Господствующим направлением в духовной культуре времени просвещенного абсолютизма продолжал оставаться классицизм с его призывами верного служения царю и отечеству, воспеванию побед и героев, в проповедовании высоких нравственных добродетелей – долга, чести, патриотизма. В литературе продолжали господствовать торжественные оды, похвальные слова, трагедии, обращенные к монаршим особам и служащие их восхвалению.

В русской литературе вместе с классицизмом существовали и демократические тенденции. Расширение круга образованных людей, включение в него купечества, разночинства, рекрутских детей привело к возникновению романа и мещанской драмы, обращению к фольклору – сказкам, легендам, песням, пословицам и поговоркам.

Вместе с тем социально-сословные противоречия, царившие в обществе, стали основанием для дальнейшего развития сатирико-обличительной литературы, берущей начало в сатирах А. Кантимира и нашедших свое продолжение в творчестве Фонвизина (комедии «Бригадир» и «Недоросль»), Крылова (басни и пьесы) и Капниста (комедия «Ябеда»).

В конце XVIII в. в русской литературе появляются черты сентиментализма, отчасти присущие страницам Радищева, но в большей степени характерные творчеству Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»). Карамзин, следуя Руссо, утверждал, что воспитание чувств – это дело благое. По его мнению, человек, который плачет над судьбой героя, чувствительнее к чужому горю.

Сентиментализм сыграл важную социокультурную роль в установлении новой духовной атмосферы в обществе, растопив лед официально-торжественного климата классицизма. В 70-е годы стремление к естеству отношений, природе влияет на изменение семейных взаимоотношений. Женщины с журфисов, ассамблей, маскарадов, балов и фейерверков вернулись в лоно семьи. Они стали уделять больше времени воспитанию детей, аристократки стали сами кормить своих новорожденных. Дети стали осознаваться непреходящей ценностью. Руссо утверждал: «Мир погиб, если бы мы раз в жизни не были детьми». Возникла проблема устройства детского мира: появляется детская комната с особым интерьером, игрушками, новым духовным климатом, в котором царили любовь, забота и ласка, детская мода (до этого детей одевали как взрослых), наконец, детская библиотека. Интерес к детству как важной составной части в жизни человека все более укоренял гуманистическую тенденцию в общественном мнении, и на этом фоне происходило осознание женщиной своего главного предназначения – хранительницы семьи.

Принцип естественности, провозглашенный французскими просветителями и подхваченный русскими, проявился и в моде. Она существенно опрощается, происходит отказ от париков, большого количества косметики, женская одежда напоминает некую смесь крестьянского сарафана и античного хитона, в моду входит бледность.

Русское искусство XVIII в. приобрело подчеркнуто светский характер. Направления развития архитектуры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства определялись потребностями и запросами царского двора. В архитектуре укоренились три типа светских дворцовых построек: городская, загородная, усадебная. Архитектура классицизма, ориентированная на сочетание монументальности и изящности, красоты и простоты, наибольшее распространение получила в Москве. Типичным для нее является величественный портик с колоннами, фронтонами и скульптурным фризом за колоннами портика. Над ним возвышался купол или ротонда (Дом Пашкова – арх. В.М. Баженов, здание Сената в Кремле – арх. М.Ф. Казаков, ныне Совет Министров СССР, его же здание Московского университета на Моховой). В Петербурге – это архитектурные сооружения И.Е. Старова (Таврический дворец, Собор Александро-Невской лавры), Д. Кваренги (Академия наук, Ассигнационный банк, Смольный институт). Идеи классицизма, воплощенные в каменных постройках крупных городов, оказали огромное влияние на загородное строительство в Царском Селе, в Павловске и деревянное зодчество усадеб (Кусково, Останкино и др.). Развитие живописи также определялось потребностями аристократии украшать свои дворцы, особняки, усадьбы. Классицизм здесь проявился в типичном выборе мифологических и исторических сюжетов и тем, в парадно-торжественном их оформлении. Ведущим жанром эпохи стал парадный портрет (Д.Г. Левицкого «Екатерина-законодательница», парадный портрет князя Куракина кисти В.Л. Боровиковского).

Так же, как и в литературе, в живописи рядом с классицизмом соседствовал сентиментализм: отчасти в портретах Левицкого – воспитанниц Смольного института, в большей степени – в женских портретах крепостного художника И.П. Аргунова и в знаменитых портретах Боровиковского княжны М.И. Лопухиной и А.И. Безбородко с дочерьми.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Развитие кинопроката в 50–70‑е годы
В СССР кино, как и поэты, было больше, чем кино [1]. К концу 70‑х гг. 20 века количество посещений кинотеатров на душу населения (включая грудных младенцев и немощных пенсионеров) составляло свыше 19 раз в год. Экранов в стране было ...

Развлечения
Увлекательное и захватывающее зрелище представляют собой национальные игры и спортивные состязания кыргызов. Вам будет интересно не только увидеть, но и поучаствовать в них, проверить свою силу, ловкость и смекалку. Как и многие века наз ...

Обряды
Семьи у киргизов обычно большие, жили вместе. Главой семьи является отец, который распоряжался всем имуществом. Жена была лишена права голоса и имуществом не владела. В случае смерти мужа дети оставались в семьях у родственников. Вдову, б ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация