Общая характеристика

Материалы » Культура просвещенного абсолютизма » Общая характеристика

Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский, достаточно высоко оценивали роль Екатерины в развитии всех сфер жизни отечества. Ее царствование, по их мнению, это эпоха, которая имела продолжение и после смерти императрицы. Она оставила после себя «энтузиастическое» впечатление в общественном сознании потомков и духовном климате общества. Развитие культурной сферы определялось во многом индивидуально-личностными качествами императрицы Екатерины, которая, став женой Петра III, попала в сложное положение при русском дворе: не очень любящий муж и тетушка Елизавета, ставшая в старости своенравной тиранкой. Поэтому ее жизненной нишей стало уединение, а любимым занятием – чтение: сначала беспорядочно-неразборчивое, а затем обращение к высоким образцам мировой философской мысли: «Анналы» Тацита, «О духе законов», труды Вольтера. Стремление Екатерины к самообразованию и самосовершенствованию заслуживают, безусловно, положительной оценки. Желание стать вровень с лучшими умами Западной Европы и художественными достижениями века привело императрицу к необходимости стимулировать и поощрять определенным образом развитие образования, науки, техники и искусства в российском государстве.

Бесспорно, императрица была образованным человеком, умеющим не только воспринимать и усваивать плодотворные идеи других, но и быть генератором собственных. В своих предпочтениях она тяготела более к гуманитарным наукам (философии, истории, педагогике) и художественному творчеству. Что касается философии, то она читала в подлинниках Вольтера, Даламбера, Дидро, вела с ними довольно оживленную переписку, встречалась с Дидро, гостившим в Петербурге, купила для России ценнейшие библиотеки Вольтера и Дидро.

В отношении исторической науки известно, что ее перу принадлежит житие Сергия Радонежского. Для своих внуков она начала писать историю России с древнейших времен и в связи с этим стала изучать летописи. Кроме этого оставила автобиографические записки о времени и о себе. Ее вклад в педагогику связан с составлением педагогических инструкций и созданием нравоучительных сказок. Наряду с этим Екатерина II заняла видное место среди писателей XVIII в. как автор политических памфлетов, пьес, в частности, «Исторического представления из жизни Рюрика и Олега. Подражание Шекспиру», переводов для российских журналов, например, знаменитого труда древнегреческого историка Плутарха («Жизнь Алкивида» – крупнейшего афинского стратега времен Пелопоннеской войны). Знание нескольких языков привело императрицу к идее создать сравнительный словарь языков.

Таким образом, можно сказать, что Екатерина II явилась во многом преемницей Петра I и в отличие от него сама была человеком просвещенным с выраженными качествами не только политического, но и духовного лидера.

Статьи по теме

Великобритания
До гастролей труппы Дягилева и Анны Павловой в Лондоне в 1910–1920-х годах балет был представлен в Англии главным образом выступлениями отдельных известных балерин на сценах мюзик-холлов, например датчанки Аделины Жене (1878–1970). Своим ...

Открытие в искусстве нового взгляда на мир, новых миров, противостоящих прагматизму буржуазной цивилизации
ХХ век – это век огромных социально-экономических сдвигов и преобразований, век – войн, революций, других катаклизмов, потрясших весь мир. Трудно припомнить другой подобный период истории с такими частыми, резкими и глубокими поворотами с ...

Изображение святого Георгия в эпоху Возрождения
Несмотря на отличительную черту эпохи Возрождения - светский характер культуры и её антропоцентризм, в это время существовало много сюжетов и на религиозную тематику. Образ св. Георгия встречается в творчестве П. Уччелло, Р. Санти, В. Кар ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация