Скульптура и живопись

Материалы » Культура пореформенной России » Скульптура и живопись

Страница 1

Развитие скульптуры во второй половине XIX в. шло в русле реализма, однако более сложными путями и менее плодотворно, чем живописи. Монументальная пластика, тесно связанная с архитектурой в первой трети века, в силу объективных причин потеряла былое значение: потребность в монументально-декоративной скульптуре уменьшилась, поскольку в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. Для скульптуры этого времени характерно сплетение новых реалистических тенденций со старыми академическими формами. На первое место выступает бытовой жанр, а на смену античным героям приходят реальные образы.

В ряду скульпторов этого периода первейшее место занимает М.М. Антокольский (1843-1902). Широкая известность пришла к мастеру в 1871 г., после демонстрации в петербургской Академии художеств его "Иоанна Грозного". Жанр и история своеобразно переплелись в его работах. Антокольский создал целую галерею исторических персонажей ("Ярослав Мудрый", "Петр I", "Ермак", "Нестор-летописец", "Смерть Сократа" и др.). Скульптор много выставлялся за границей. На всемирной выставке в Париже в 1878 г. его произведения удостоились золотой медали.

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружен памятник "Тысячелетие России". В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину - в Москве и Лермонтову - в Пятигорске). Менее значительный вариант этого памятника установлен в Петербурге на Пушкинской (бывшей Николаевской) улице в 1884 г.

1850-1860-е гг. ознаменовались глубокими переменами в русском изобразительном искусстве, выразившимися в тесном сближении с жизнью общества, с передовой мыслью, революционно-демократическими настроениями. На первый план выдвинулось искусство критического реализма. Этот процесс во многом предопределил открытый разрыв группы молодых живописцев с идейными установками и системой Академии художеств (знаменитый "бунт 14-ти").В ноябре 1863 г. выпускники Академии во главе с И.Н. Крамским, протестуя против устаревших правил создания дипломных работ, отказались от конкурса на золотую медаль и покинули ее стены. Они объединились в независимую "Артель художников" и стали жить коммуной. Через семь лет она распалась, но в 1870 г. в Петербурге появилось "Товарищество передвижных художественных выставок", имевшее вполне практические цели: устройство ежегодных выставок и их демонстрацию по городам России с распределением доходов среди членов Товарищества. В основу программы творчества передвижников были положены идеи И.Н. Крамского о большой общественной силе искусства, о необходимости правдивого отражения быта и характера народа, об интересе к человеку и его внутренней жизни. За 53 года своего существования Товарищество устроило 48 выставок.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Философско-эстетическая альтернатива ислама
В процессе длительной борьбы двух основных направлений в ис­ламе — сунизма и шиизма — к победе в официальной, основной церкви пришел наиболее ортодоксальный и нетерпимый ко вся­ким изменениям сунизм. Это проявилось и в отношении к пробле ...

Художественный метод эпохи Возрождения
Своеобразием художественного метода эпохи Возрождения явилось то, что они ориентировались на создание средствами искусства некоего идеала, которому необходимо следовать. В этом ренессансный метод действительно напоминал художественный мет ...

Зодчество
В зодчестве середины XVII века официальная торжественность не переходит в аскетическую суровость. Напротив, все возводимые сооружения поражают обилием декора резных наличников, тяг, пучков колонок, поливных изразцов, яркой раскраской. Но ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация